Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Среда, 26.07.2017, 21.35
Главная » Статьи » Процессуальное право

Вспомнили о бедных
Министерством юстиции России подготовлена и представлена для обсуждения ученым Концепция проекта Федерального закона «О системе оказания государственной правовой помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям граждан». Необходимость его разработки сама по себе бесспорна, поскольку она вытекает прямо из Конституции России. Прокомментирует Концепцию доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург), член Редсовета «эж-ЮРИСТ» Владимир Владимирович Ярков.

Необходимость принятия данного закона возникла достаточно давно, поскольку согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ «в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Между тем закона такого до сих пор нет.

Право на квалифицированную юридическую помощь является элементом более сложной проблемы — проблемы доступа к правосудию и к юрисдикционной системе в целом, например доступа к правовой помощи нотариуса, других лиц и органов, оказывающих ее в силу закона.

Как известно, состязательный процесс — это прежде всего адвокатский процесс, поскольку требует профессионального юридического сопровождения. Соответственно подлинная состязательность возможна только в условиях не просто провозглашенного юридического, но фактического равенства сторон, что и обеспечивается ст. 48 Конституции РФ.

Состязательная модель судебного процесса и в целом гражданского оборота требует профессионального юридического сопровождения, которое обеспечивается в рамках спорной гражданской юрисдикции адвокатурой, а в рамках бесспорной юрисдикции — институтом нотариата. Согласно ст.333.35 и 333.38 НК РФ нотариусы совершают бесплатно нотариальные действия в отношении 16 категорий лиц. С точки зрения судебного процесса вопрос оказания юридической помощи малоимущим лицам определяет возможность доступа к правосудию. Поэтому главный аспект реализации права на квалифицированную юридическую помощь малоимущим лицам — поиск ресурсов для обеспечения профессионального представительства и оказания правовой помощи малоимущим гражданам.

Затянувшийся вопрос

Данная тема всегда вызывала большой научный и практический интерес. Концепция судебной реформы 1991 г. содержала ошибочное положение о том, что гражданский процесс «должен стать услугой, оказываемой государством сторонам», что в принципе исключало вопрос о создании системы такой помощи. В этом плане не учитывалась концепция социального правосудия, направленного на обеспечение подлинного равенства сторон в процессе и рассматривавшая правосудие как инструмент, обеспечивающий социальный покой и мир в обществе.

В 1992 г. автором настоящей статьи предлагалось разрешить ряд вопросов обеспечения доступности правосудия непосредственно в ГПК РФ либо одновременно подготовить специальный закон о юридической помощи малоимущим гражданам. Впервые такое предложение было высказано в 1992 г., и соответствующий проект в виде Основ законодательства направлялся в Верховный Совет РФ (Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Докт. диссерт. Екатеринбург, 1992. С.483—490). Затем проект был переработан в федеральный закон (Бернэм У., Решетникова И.В., Ярков В.В. Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1996. С.104—111; Ярков В.В. Основные проблемы доступности правосудия и юридической помощи // В книге: Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М., Норма. 1999. С.115—124).

Полагаю по-прежнему актуальными разработку и принятие такого специального правового акта, который бы охватывал либо оказание правовой помощи по судебным делам, либо учитывал и правовую помощь, оказываемую адвокатами, нотариусами, стимулировал юристов на оказание бесплатной юридической помощи.

Предлагаемый законопроект должен был охватывать одновременно сферы гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовно-процессуального права, социальной защиты, административного, административно-процессуального и налогового права, законодательства об адвокатуре. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ большинство указанных вопросов (защита прав и свобод человека и гражданина; социальная защита; административное, административно-процессуальное; адвокатура) относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому на этом «правовом поле» одновременно могут действовать правовые акты как Российской Федерации, так и субъектов Федерации.

Власти обратили внимание на данную проблему только во второй половине 90-х годов ХХ века, после присоединения России к Совету Европы, ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признания юрисдикции Европейского суда по правам человека, когда в контексте доступа к правосудию стал рассматриваться и вопрос о необходимости оказания квалифицированной юридической помощи.

Государственная адвокатура

В Концепции рассматриваются различные формы оказания квалифицированной юридической помощи: адвокатура, государственные бюро правовой помощи, учреждения высшего профессионального образования.

Разработчики Концепции заостряют внимание на необходимости развития системы государственных юридических бюро, фактически — государственной адвокатуры. Между тем существуют и другие формы ее организации – через оплату такой работы непосредственно адвокатам со стороны государства. Разработчики отмечают недостаточную работу адвокатов в сфере оказания правовой помощи по гражданским делам, однако действующий Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (ч. 2 ст. 26) возлагает финансирование этой деятельности на субъекты РФ. Вместе с тем не во всех субъектах такие законы приняты. Тем самым возможность оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами зависит от наличия закона субъекта Федерации.

Из зарубежного опыта составители Концепции выбрали Финляндию и Нидерланды — два небольших по территории государства, опыт которых совершенно не показателен для России. Можно было бы изучить, например, опыт Франции, где такая помощь оказывается через институт адвокатуры путем компенсации государством затрат адвокатов на оказание бесплатной юридической помощи. Аналогичная система существует во многих других странах системы гражданского (континентального) права.

Оптимальный вариант — направление государственных средств, выделяемых на оказание государственной юридической помощи, адвокатским образованиям с целью компенсации их затрат через органы юстиции, которые бы могли контролировать условия и порядок допуска малоимущих лиц к бесплатной юридической помощи и компенсировать эти средства. В этом плане для гражданских дел следовало бы установить порядок, аналогичный порядку компенсации труда адвокатов по назначению по уголовным делам. Государственные юридические бюро могли бы выступить организаторами такой правовой помощи малоимущим лицам, координируя работу всех вовлеченных в нее организаций и лиц.

Важно выяснить, насколько российская адвокатура в целом как система способна решить вопрос об оказании квалифицированной юридической помощи именно в малонаселенных районах и в отношении малоимущих лиц. Конечно, не должно быть монополии на оказание юридической помощи, однако такая помощь должна оказываться непосредственно через государственные структуры только при отсутствии в этих регионах юридических консультаций.

Скорая клиническая помощь

Концепция предусматривает создание центров социальной помощи населению на базе вузов для оказания первичных консультаций, помощи в составлении документов, с финансированием со стороны субъектов РФ расходов на помещения, оборудование и коммунальные услуги.

В данном случае речь идет о включении в систему оказания квалифицированной юридической помощи уже реально существующих систем юридических клиник при юридических вузах, которые выполняют эти функции. Здесь возникают следующие вопросы.
Юридические клиники преследуют прежде всего образовательные цели. Они финансируются за счет внебюджетных средств вузов.
Основную роль в их создании в 90-е годы ХХ века сыграли международные эксперты, прежде всего из США, из российских источников — в основном РФПР (ликвидирован), и целью их было создание систем защиты так называемого права общественного интереса. В последние годы клиники стала поддерживать Ассоциация юристов России. Многие клиники работают в контакте с уполномоченными по правам человека субъектов Федерации.

От проекта к закону

В связи с вышесказанным можно предложить рассмотреть в Концепции следующие моменты:

  • финансирование не только оплаты помещений и коммунальных услуг, но и работы преподавателей, поскольку вряд ли верно предлагать финансировать работу по оказанию государственной юридической помощи за счет внебюджетных средств вузов, особенно в условиях кризиса и сокращения таких средств. В этом случае клиники успешно осуществляли бы и образовательные, и социальные функции;
  • образовательные цели привлечения студентов к этой работе, предварительную (не менее 6 месяцев) подготовительную работу в вузе со студентами, невозможность для студентов быть занятыми полный рабочий день в таком центре в силу учебного процесса;
  • организацию таких центров непосредственно в вузах на базе юридических клиник с положительным опытом, с сохранием двойного названия: юридическая клиника — центр социальной помощи населению, поскольку понятие юридической клиники давно устоялось.
В заключение хотелось бы поддержать разработку подобной Концепции и высказаться за скорейшую ее доработку, а затем разработку и принятие соответствующего федерального закона.
***
К публикации подготовил
Алексей КАШИРИН,
«эж-ЮРИСТ»


Источник: http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=24790
Категория: Процессуальное право | Добавил: Administrator (28.03.2009) | Автор: Ярков В.В., д.ю.н., профессор
Просмотров: 546