Государственный контроль обеспечен. (Интервью начальника Управления по делам переселенцев ФМС России полковника милиции Игоря ПРИЙМАКА. Опубликовано в газете «Ваше право» № 8, 2007 год)
Одной из актуальных в стране в последнее время стала тема миграционной политики в РФ и ее влияние на демографическую ситуацию. Как взаимосвязаны эти два понятия — с таким вопросом наш корреспондент обратился к начальнику Управления по делам переселенцев ФМС России полковнику милиции Игорю ПРИЙМАКУ.
Игорь Константинович, как вы оцениваете сегодняшнюю миграционную ситуацию в России и ее влияние на демографическую ситуацию в стране?
Известно, что миграционная ситуация целиком зависит от изменений функционирования политической, социально-экономической, правовой, демографической и других систем на всем постсоветском пространстве. Россия продолжает оставаться центром притяжения для мигрантов, но в то же время прирост населения неуклонно сокращается. По данным Госкомстата России, за семь лет (с 1994 по 2000 год) он уменьшился почти в четыре раза. Предполагается, что даже при положительном миграционном приросте, прогнозируемом до 2016 года в 2,5 миллиона человек, естественная убыль населения за этот период составит 12,9 миллиона и численность населения нашей страны составит 134,4 миллиона человек.
Столь регрессивная тенденция в первую очередь связана с быстрым сокращением численности населения северных и приравненных к ним территорий, сокращением демографического потенциала российских сел и городов, изменением соотношения между естественным и миграционным приростом в пользу последнего. Избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России на фоне устойчивого сокращения населения в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока влечет за собой увеличение дисбаланса в территориальном размещении населения.
Как это отражается на жизни внутри страны?
Миграционные процессы в России в последнее десятилетие развиваются таким образом, что из изолированного общества, закрытого “железным занавесом”, наша страна превратилась в один из крупнейших мировых центров въезда и выезда мигрантов. Однако следует признать, что это добавило нам дополнительные социально-экономические проблемы и угрозы, связанные с огромными перемещениями мигрантов: в отдельных регионах нелегальная миграция становится благоприятной средой для теневого сектора российской экономики, торговли оружием, наркобизнеса и способствует тем самым осложнению криминогенной ситуации. Необходимость борьбы с неблагоприятными явлениями, вызванными миграционными процессами, стала одной из причин превращения миграционной политики в важнейший компонент государственной политики.
Особенно актуально вышесказанное для регионов Южного федерального округа. Это один из самых сложных регионов в стране с точки зрения социально-экономической и этнополитической ситуации, который характеризуется высокой плотностью населения и избытком трудовых ресурсов. По данным Росстата на 1 января 2006 года, среди федеральных округов ЮФО занимал третье место (22 821 человек) по численности населения и второе — по плотности (38,7 чел./кв. км).
Какова в настоящее время миграционная ситуация здесь?
В целом в округе она характеризуется устойчивой естественной и миграционной убылью. Лишь в трех субъектах — Республике Дагестан, Республике Ингушетия (РИ) и Чеченской Республике (ЧР) — отмечен незначительный прирост населения. На ухудшение демографической ситуации оказывает влияние сохраняющаяся свыше десяти последних лет напряженная социально-политическая обстановка практически во всех северокавказских республиках. Естественно, это не могло не отразиться на миграционной ситуации в регионе в целом, где она преимущественно носит вынужденный характер.
Миграция здесь представлена четырьмя основными этническими группами. Это осетины — беженцы и вынужденные переселенцы из Грузии; ингуши — вынужденные переселенцы из Северной Осетии — Алании; русские — вынужденные мигранты из республик Северного Кавказа и стран СНГ и чеченцы — внутриперемещенные лица из мест постоянного проживания в ЧР.
Объективно ситуация сложилась таким образом, что большинство субъектов ЮФО уже исчерпали свою миграционную емкость. А такие регионы, как Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области, испытывают наибольшую миграционную нагрузку. По состоянию на
1 января 2007 года на учете в территориальных органах ФМС России в субъектах, входящих в ЮФО, состоят 47,6 тысячи семей вынужденных переселенцев и 10,9 тысячи семей внутриперемещенных лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в ЧР.
Каким образом госструктуры оказывают влияние на происходящие в регионе события и на улучшение положения мигрантов?
Разрешение социальных проблем всех категорий мигрантов на Северном Кавказе — одна из основных задач, решению которой в последнее время уделяется большое внимание. В частности, актуальной проблемой остается ликвидация последствий осетино-ингушского конфликта. Надо признать, что в решении этой проблемы наметился определенный прорыв. Только в прошлом году оказано содействие в возвращении и жилищном обустройстве 277 семьям (1250 человек), а за два месяца этого года уже 38 семьям (164 человека). В целом с апреля 2005 года по настоящее время возвращены в места прежнего проживания и обустроены на новом месте 432 семьи (1954 человека).
На добровольной основе в соответствии с ранее поданными заявлениями идет планомерное расселение стихийно образовавшегося поселения вблизи села Майское (Республика Северная Осетия — Алания), где по состоянию на 1 января прошлого года проживали 222 семьи (1071 человек). Одна часть вынужденных переселенцев перевезена в места прежнего проживания, другая — на территорию вновь образованного населенного пункта Новый (РСО — Алания), в котором проложены дороги, смонтированы линии электро- и водоснабжения, проведен магистральный газопровод. Все эти люди получили временное жилье, решением местных административных органов за ними закреплены земельные участки. В настоящее время активно идет работа по документированию данной категории граждан. Вынужденными переселенцами уже получено или обменено 536 паспортов.
В 2006 году на ликвидацию осетино-ингушского конфликта из федерального бюджета выделено более 2 миллиардов 20 миллионов рублей. В текущем году на субсидии пострадавшим гражданам, на строительство, восстановление и приобретение жилья — почти 1 миллиард 800 миллионов рублей.
Совместными усилиями ФМС России, правительств ЧР и РИ практически завершаются мероприятия по созданию условий для возвращения на территорию Чечни внутриперемещенных лиц. В прошлом году оказано содействие в возвращении в места постоянного проживания на территории Чеченской Республики около
17 тысяч человек. Территориальными органами ФМС России проведена значительная работа в рамках реализации постановления Правительства РФ от 30.04.97 г. № 510 “О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно”. Начиная с 1997 года около 38 тысяч семей получили денежную компенсацию на сумму более 4 миллиардов 10 миллионов рублей.
По информации, предоставленной УФМС России по ЧР, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.03 г. № 404 “О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР гражданам, постоянно проживающим на ее территории” также проводится работа по предоставлению компенсаций. Принято более 161 тысячи заявлений на получение компенсаций и уже выплачено почти 16,5 миллиарда рублей.
То есть получается, что проблем в этом отношении нет?
Проблем нет, есть нерешенные задачи. Они связаны с увеличением размера государственной помощи гражданам, покинувшим территорию ЧР безвозвратно, и с затягиванием необходимых мероприятий по оказанию помощи в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам. Об этой ситуации достаточно часто на страницах СМИ высказываются правозащитные организации. В их обращениях в федеральные органы исполнительной власти выражается просьба восстановить права пострадавших граждан, покинувших Чеченскую Республику, поскольку это чревато дополнительной социальной напряженностью в местах проживания мигрантов. ФМС России неоднократно выходила с предложениями пересмотреть размер компенсаций, получаемых гражданами, которые безвозвратно покинули места постоянного проживания на территории ЧР.
В настоящее время в рамках реализации поручения Президента РФ Владимира Путина и по распоряжению его полномочного представителя в ЮФО Дмитрия Козака сформирована рабочая группа по подготовке предложений, направленных на решение комплекса проблем, связанных с положением мигрантов на территории Российской Федерации. В рабочую группу включены представители аппаратов Правительства РФ и полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, а также Минфина, Минэкономразвития, ФМС, администраций Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской и Ростовской областей. Рабочей группой подготовлены предложения по решению жилищных проблем всех категорий граждан, пострадавших в результате конфликтов, а также вынужденных переселенцев из государств бывшего Союза.
Оказывает ли на миграционную обстановку в округе соседство с государствами ближнего зарубежья?
Конечно. И очень существенное. Одиннадцать из тринадцати субъектов РФ, входящих в ЮФО, граничат с иностранными государствами. И, естественно, это отражается на притоке большого количества нелегальных мигрантов. Реализовав свое право безвизового въезда либо нелегально проникнув на территорию России, иностранцы стараются легализоваться в регионе с целью постоянного проживания на его территории. Важной особенностью при этом является факт их компактного поселения, что оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в районах проживания.
Уверяю, что все миграционные процессы, происходящие в стране, в том числе и в Южном федеральном округе, находятся под контролем государства. Эффективность принимаемых мер зависит от многих факторов, но самым действенным из них остается дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей миграционные процессы на территории страны.
В. СИРЫК
Опубликовано в газете «Ваше право» № 8, 2007 год