Отказ органов миграционной службы в регистрации по месту нахождения дома на садовом земельном участке послужил основанием обращения граждан в Конституционный Суд РФ. В качестве обоснования отказа органы миграционной службы ссылаются на положение абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), согласно которому на садовых участках допускается возведение жилых строений без права регистрации проживания в нем. Обязанность зарегистрироваться по месту пребывания или жительства установлена положением абз. 2 ст. 3 Закона от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее - Закон № 5242-1). Отсутствие данной регистрации влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 1500 рублей до 2500 рублей (ст. 19.15 КоАП РФ). Регистрация, как способ учета граждан на территории РФ, предназначена для определения их места пребывания или жительства, возможности направления им уведомления, повестки. Порядок регистрации граждан по месту пребывания/жительства регулируется Законом № 5242-1, который не предусматривает каких-либо оснований для отказа. Предоставление гражданином полного пакета документов, указанных в ст. 5 и ст. 6 данного Закона, порождает обязанность органов миграционной службы зарегистрировать его в указанном им жилом помещении. Одним из документов, необходимым для регистрации по месту жительства, является документ, подтверждающий вселение гражданина в жилое помещение. Например, к нему относится ордер, договор или иной документ, которым может быть свидетельство о государственной регистрации права собственности. В действительности происходит все наоборот. Органы миграционной службы отказывают в регистрации по месту нахождения жилых домов, построенных на садовых участках. Основанием отказа служит положение абз. 2 ст. 1 Закона № 66-ФЗ. Данная норма устанавливает целевое использование садовых земельных участков, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур и отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, а также хозяйственных строений и сооружений. Следовательно, Закон № 66-ФЗ не предусматривает возведение на садовых участках жилых домов, предназначенных для постоянного проживания. Необходимо отметить, что земельное законодательство запрещает нецелевое использование земельных участков. Возникает вопрос, не будет ли факт постройки указанного жилого дома являться нецелевым использованием садового участка. Решение данного вопроса находится в компетенции органов местного самоуправления. Приемка в эксплуатацию возведенного дома осуществляется приемочной комиссией, в состав которой входят представители органа местного самоуправления. По результатам приемки составляется соответствующий акт, утверждаемый постановлением главы города или района. Данное постановление будет являться фактическим одобрением строительства на садовом участке дома, предназначенного для постоянного проживания. Ранее законодательство (ст. 9 Закона от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах жилищной политики») предоставляло гражданам, имеющим в собственности садовые дома, отвечающие по своим характеристикам жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебным участком. С введением в действие ЖК РФ они лишены такой возможности. По мнению представителей законодательного органа в Конституционном Суде РФ, абз. 2 ст. 1 Закона № 66-ФЗ дает только характеристику жилого строения, строительство которого возможно на садовом земельном участке, исходя из целевого использования земли. Указанное определение нельзя считать всеобщим и универсальным, так как оно применяется для целей самого Закона № 66-ФЗ и может использоваться только в сфере садоводческих и дачных товариществ. Ни Конституция РФ, ни иные законы не содержат каких-либо ограничений на регистрацию граждан по месту жительства. Следовательно, Закон № 66-ФЗ также не может решать вопрос о ее запрете. Вынесение Конституционным Судом РФ решения в пользу заявителей повлечет за собой принятия законодателем ряда новых законоположений. Поскольку садоводческие товарищества создавались на специально отведенных землях, не предназначенных для постоянного места жительства, законодателю необходимо будет решить вопрос о размещении социальной инфраструктуры на этих землях, в частности строительство поликлиник, детских садов. Решение будет обнародовано уже в апреле этого года. ИС "АКДИ Экономика и жизнь" Обсудить на юридическом форуме ФорумЮристов.Ру!
|