В первый день лета мы отметим День защиты туриста - годовщину со дня вступления в силу закона о фингарантиях. Можно ли спустя год говорить, что закон, призванный защитить туристов от недобросовестных туроператоров, сделал то, что от него ждали? Напомним, что фингарантии сменили в нашей стране лицензирование турфирм. По закону, осуществлять туроператорскую деятельность в России имеют право только компании, вошедшие в Единый федеральный реестр туроператоров. Чтобы в него войти, туроператор должен получить финансовую гарантию своей деятельности. Теоретически из гарантийного фонда туристам должны выплачиваться компенсации за испорченный по вине туроператора отдых. А как на практике? Этот вопрос неоднократно в течение года задавался официальным представителям Ростуризма. Вчера на пресс-конференции руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", в очередной раз подчеркнул, что закон работает даже лучше, чем можно было ожидать. Бесспорно, идея обязать туроператоров внести определенную сумму в банк или страховую компанию в качестве финансовой гарантии своего бизнеса правильная. С этим соглашаются большинство игроков туристического рынка. Простой пример: фирма обанкротилась, а ее руководство собрало последние деньги и сбежало. Раньше этим дело и заканчивалось. Теперь в случае возникновения проблем вы можете получить компенсацию за обман от банка или страховщиков. С другой стороны, за прошедший год была всего пара-тройка случаев, связанных с банкротством туроператоров. А при возникновении же менее масштабных проблем - трудности с размещением, когда вместо оплаченного отеля приходится жить в отеле классом ниже, с трансфером от аэропорта до отеля или обратно и прочее - все делается по-старому. По данным Клуба защиты прав туристов, ежегодно в судах рассматривается порядка тысячи дел о недобросовестных туроператорах и, увы, ни одно из них не подпадает под действие закона о фингарантиях. "Сложность процедуры доказательства наступления страхового случая, включающая судебное разбирательство (которое может затянуться до двух лет), привела к тому, что выплаты пострадавшим являются единичными по сравнению с числом нарушений прав туристов, - уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Более эффективным было бы делегировать отраслевым союзам туроператоров создание собственного резервного фонда для выплат пострадавшим туристам в досудебном порядке". Чиновники власти отстаивают свою точку зрения. "Количество выплат - не критерий работы закона. Напротив, чем меньше конфликтных ситуаций, тем очевиднее качество нормативной базы", - подчеркивает Владимир Стржалковский. По его словам, процесс рассмотрения дел не должен быть коротким, иначе это дает почву для так называемых "профессиональных" туристов тянуть деньги с турфирм по любому поводу. Идея туристического ноу-хау уже успела получить одобрение верховной власти. На днях президентом Дмитрием Медведевым подписан указ о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. Где, в том числе, говорится о замене лицензирования на обязательное страхование или предоставление финансовых гарантий. Однако правозащитники настаивают, что законодательство о фингарантиях требует доработки. По словам председателя Клуба защиты прав туристов Дмитрия Давыденко, самый показательный в этом отношении случай с компанией "Ютем", которая прошлым летом, отправив детей на отдых в Турцию, не позаботилась об их размещении в отели. Когда стали разбираться, выяснилось, что фирма не зарегистрирована в реестре и при этом беспрепятственно функционирует. Более того, есть сведения, что эта компания и по сей день отправляет туристов за границу, по-прежнему не имея на то, согласно закону, никаких оснований. "Когда существовала практика лицензирования, туроператор не мог осуществлять свою деятельность, не имея лицензии. Это грозило уголовным наказанием. Наказание же за работу без внесения в реестр никак не прописано. А значит, таким фирмам ничто не мешает существовать", - говорит Дмитрий Давыденко. Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного: не стоит покупать путевки у небольших малоизвестных фирм. К сожалению, это на сегодняшний день единственный и самый действенный способ защиты от неприятностей, вызванных плохой работой туроператора. Справка "РГ" Вчерашняя пресс-конференция главы Ростуризма стала первой после назначения нового кабинета министров. Напомним, что после организации нового Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ к нему перешла часть функций Федерального агентства по туризму. Основная из них - это законодательная деятельность. "С моей точки зрения, в этом плане Ростуризмом проделана неплохая работа", - подчеркнул Владимир Стржалковский. Глава Ростуризма сообщил, в ближайшее время никаких кадровых изменений в его агентстве не предвидится. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4667 от 23 мая 2008 г. Обсудить на форуме!
|