Правительство готовит новый блок поправок в корпоративное законодательство, которые ужесточат контроль за акционерными обществами и заставят компании раскрывать реальных собственников акций. Планируется, что это будет вторая масштабная реформа корпоративного законодательства. Напомним, что еще в 2006 году правительство одобрило Концепцию развития корпоративного законодательства на период до 2008 года. В результате в прошлом году в Госдуму был внесен так называемый "антирейдеровский пакет", который был одобрен депутатами в первом чтении. Законопроект с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" направлен на совершенствование действующего арбитражного процессуального законодательства в части разрешения и предотвращения корпоративных споров. Теперь, похоже, правительство намерено навести порядок внутри самих акционерных обществ и заставить директоров и менеджеров компаний соблюдать правила корпоративного управления, а также более жестко защищать интересы самой компании, а не только ее акционеров. В частности, планируется существенно ограничить полномочия менеджеров компаний. Так, менеджмент АО будет лишен права принятия решений о его ликвидации. Что касается владельцев акций, они смогут принимать решения о ликвидации общества, но строго через процедуру собрания акционеров. Ответственность топ-менеджеров и совета директоров компаний будет усилена вплоть до уголовной. Помимо этого предлагается ужесточить требования по раскрытию информации для компаний, выходящих на фондовый рынок. Государство хочет знать всех реальных собственников компаний, независимо от того, является ли он номинальным владельцем акций или нет. Считая, что, несмотря на то что уровень информационной открытости российских компаний повысился, раскрывать информацию о деятельности управленцев и структуре собственности особо никто не спешит. Часто раскрытие информации происходит лишь тогда, когда компания собирается разместить свои акции на западных фондовых рынках. Сокрытие информации о реальных владельцах компаний приводит к существованию огромного теневого рынка, расширению криминала в бизнесе, оптимизации налогообложения, выводу активов из компании, осуществления инсайдерских сделок на рынке ценных бумаг, уклонению от соблюдения требований законодательства и так далее. Раскрытие информации, уверены в правительстве, является ключом для входа на рынок, который обеспечивает приток инвестиций. Хотелось бы отметить, что, по мнению западных экспертов, прозрачность российского бизнеса в течение последних четырех лет неуклонно растет. Так, оценивая прозрачность из максимально возможных 100 процентов, аналитики отмечают, что в 2002 году она составляла 34 процента, в 2003-м - 40 процентов, а начиная с 2005 года она составляет уже более 50 процентов. Однако при этом эксперты отмечают, что многие компании до сих пор не понимают, зачем существует система раскрытия информации, соблюдая ее формально. Что интересно, наибольшую прозрачность демонстрируют компании, образовавшиеся уже в новую эпоху рыночных отношений, а вот компании еще советских времен не спешат раскрывать свои объятия. Но самое любопытное, что исследования международных экспертов показали, что уровень информационной прозрачности компаний с большей долей участия государства очень умеренный и составляет 47 процентов. В то же время средний показатель по 10 крупнейшим российским частным компаниям, имеющим листинг на биржах, составил 52 процента. Сопоставление же с государственными компаниями, представляющими такие же отрасли в странах Западной Европы и Северной Америки, показывает еще большее расхождение. Так что получается, государство, призывая бизнес быть прозрачнее, само на деле не спешит реализовать этот лозунг. Юлия Васильева Источник: Российская бизнес-газета Обсудить на форуме!
|