Законопроект о банкротстве граждан, подготовленный в минэкономразвития, активно обсуждается и, скорее всего, будет принят быстро. Банкротство граждан - нормальное экономическое явление для цивилизованного общества. В одних случаях это своего рода защита людей от негативных социальных последствий банкротства, в других - напротив, защита финансовой стабильности экономики страны от граждан-банкротов. Первый в новой России закон о банкротстве был принят в 1992 году. В нем речь только о банкротстве юридических лиц, о гражданах там нет ни слова. В 1998 году был принят новый закон о банкротстве. В нем предусмотрена возможность признания банкротом отдельного человека, не занимающегося предпринимательством. По этому закону достаточно было не платить долги больше 3 месяцев, а сумма задолженности должна была превысить 100 МРОТ. Имелось также условие - долги должны были быть больше, чем стоимость принадлежащего банкроту имущества. Но процедура банкротства отдельного человека так и не заработала. В законе была статья, в которой говорилось, что положения о банкротстве граждан могут применяться только после внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ. В 2002 году законодатель предложил действующий ныне закон о банкротстве, в котором сохранились те же признаки для признания граждан банкротами. Однако эти статьи опять остались без применения, так как необходимые изменения в федеральные законы так и не внесли. Улучшит или ухудшит положение россиян этот документ? В проекте закона предложено увеличить срок неоплаты долга до 6 месяцев, а минимальный размер задолженности до 100 000 рублей. Отсутствие одного из этих условий не позволяет признать человека банкротом. Подать заявление в суд о признании банкротом вправе сам человек, его кредиторы и уполномоченный орган. Сейчас это Федеральная налоговая служба. Само по себе обращение в суд с заявлением о признании себя банкротом не говорит о недобросовестности гражданина-заявителя. Скорее, наоборот. Закон даст возможность должнику, оказавшемуся в сложном положении, освободиться от долгов, предоставив кредиторам свое имущество и часть доходов. Кроме того, законопроект снижает риски и расходы кредиторов, связанные со сложностью взыскания долгов с несостоятельного должника, и уменьшает расходы на проведение процедуры банкротства в целом. Суть процедуры банкротства отдельного человека будет выглядеть так. Кредиторы и налоговая служба подают в арбитражный суд заявление о признании неплатежеспособного должника банкротом. Если суд признает заявление о банкротстве обоснованным, в отношении должника начинается процедура наблюдения сроком в три месяца. В это время должнику предоставляется возможность найти наиболее приемлемые варианты погашения долгов. Последствия введения наблюдения таковы: все требования к человеку могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве; приостанавливается исполнительное производство, за исключением исполнительных документов по зарплате, по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, морального вреда, а также по выплате алиментов. В ходе наблюдения, но не позднее чем за месяц до его окончания, должник имеет право представить в арбитражный суд план погашения своих долгов. В этом плане надо расписать порядок, сроки и размер выплат долга. План должник согласовывает с кредиторами, потом его утверждает суд. Кроме этого, должник должен представить суду доказательства, что у него есть постоянный доход, нет непогашенной судимости. Еще человек должен доказать, что он три года до принятия заявления о банкротстве не привлекался к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство. Но и это не все. Необходимо, чтобы должник не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению рассматриваемого плана реструктуризации долгов. Срок реализации плана погашения долгов не может быть больше пяти лет. В случае успешного выполнения плана реструктуризации гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию. Если же должник к назначенной дате не удовлетворил требования кредиторов, записанные в его плане, кредитор может обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. С открытием конкурсного производства прекращается начисление санкций - штрафов или процентов по всем обязательствам должника. Это логично - если нет возможности погасить основной долг, зачем копить проценты - ведь на них имущества уж точно не хватит. Право распоряжаться имуществом банкрота передается конкурсному управляющему, которым может быть сам гражданин, если общая сумма долга не превышает 500 000 рублей. Конкурсное производство вводится на 6 месяцев, за это время конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества и приступает к его продаже. Если функции конкурсного управляющего возложены на самого должника, то оценкой имущества должен заниматься независимый оценщик. Имущество должника продается на торгах, если собрание кредиторов не определило другой порядок. Кстати, дорогое имущество - недвижимость, драгоценности, предметы роскоши, стоимость которых выше 300 000 рублей, - можно продать только на открытых торгах. При этом в законопроекте предусмотрен перечень имущества должника, которое продавать нельзя. К такому относится жилье, если для должника и его семьи оно единственное и не является предметом ипотеки; земельные участки, которые не используются для предпринимательства; деньги, но не более двадцати пяти тысяч рублей; инвалидный транспорт и личное имущество. Законопроект предусматривает ограничения как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно погашающего или уже погасившего долги. Эти ограничения запрещают вторично объявлять себя банкротом и погашать новые долги. В законе установлен пятилетний "период ожидания" между предыдущей и последующей процедурами банкротства. Из-за этого станет невозможным получение новых кредитов в банках без указания того, что получатель был признан банкротом. В законе есть запрет на предпринимательскую деятельность и учреждение юридических лиц на год с момента признания человека несостоятельным. В законопроекте сделана также попытка исключить возможность злоупотреблений со стороны должника. Имеются в виду негативные последствия для так называемых заведомых банкротов. Если размер конкурсной массы должника составляет менее ста тысяч рублей, а требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов полностью не удовлетворены, гражданин не освобождается от обязательств в результате банкротства. Несмотря на публичное признание банкротства и прекращение начисления процентов, основной долг не списывается, и гражданин должен его выплатить из своих будущих доходов. Исключение составят случаи, когда должник докажет, что банкротство произошло в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Но уже сейчас можно прогнозировать некоторые сложности. Большой проблемой может оказаться вот что. Суду непросто будет решить, считать ли те или другие обстоятельства тяжелыми. Вести дела о банкротстве граждан предстоит арбитражным судам, которые есть только в областных и краевых центрах. Сегодня они работают только с теми, кто занимается предпринимательством или отстаивает свои права в качестве акционера. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4701 от 8 июля 2008 г. Обсудить на форуме!
|