На этой неделе в ГУВД по Алтайскому краю признали, что серьезными успехами в борьбе с коррупцией их ведомство пока похвастать не может. Схожая картина и у других региональных правоохранительных структур. Почему так происходит, что мешает вести более эффективную антикоррупционную политику? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал авторитетный эксперт, профессор кафедры уголовного права и криминологии Алтайской академии экономики и права Равиль Абызов. Российская газета: Равиль Михайлович, как наш край выглядит на фоне других регионов в плане борьбы со взяточничеством? Равиль Абызов: Конкретных исследований по данной проблеме не проводилось, можно высказать лишь некоторые предположения. Известно, что дотационные регионы, к которым относится и наш край, более подвержены коррупции, нежели регионы-доноры. Наиболее проблемные сферы - образование, здравоохранение, обеспечение безопасности дорожного движения. Что касается начавшейся антикоррупционной кампании, то громких разоблачений у нас пока не было. На региональном уровне власти вообще медлят со сколько-нибудь серьезными действиями и заявлениями, дожидаясь четких установок из федерального центра. Ажиотаж - вот, пожалуй, самое точное определение сегодняшней ситуации: масса разговоров, совещаний, громких заявлений, планов... Но пока наносятся лишь "точечные удары", системных шагов не предпринимается. Борьба с коррупцией - вообще явление тонкое, таящее массу подводных камней. РГ: И что это за камни? Абызов: Во-первых, важно правильно начать: подступиться "снизу" или сразу ударить по высоким чинам? Думается, что наиболее грамотно было бы начать с мелкой бытовой коррупции, а также с коррупции "ведомственной" - почистить ряды в тех органах, на которые возложена миссия этой борьбы. Согласитесь, коррупционеры, борющиеся с коррупционерами, - это малоэффективная схема. Во-вторых, нужно понять суть предстоящей борьбы. Очевидно, что одними репрессивными методами не обойтись - как говорится, "всех не пересажаешь". Необходимы революция в сознании граждан, формирование у них принципиально иных ценностей, новой культуры. В-третьих, все меры должны применяться в строгих дозировках. Постоянное муссирование темы и слишком активное формирование у населения неприятия к чиновникам-коррупционерам создает опасность провокации открытой агрессии граждан по отношению к властям. Расстановка всех этих акцентов - первоочередная задача. РГ: К новому, 2009 году Госдума пообещала сформировать полноценное антикоррупционое законодательство. Каким, на ваш взгляд, оно должно быть? Абызов: Создание качественной и эффективной законодательной базы я бы назвал важнейшей из мер борьбы с коррупцией. Для начала надо систематизировать разбросанные по разным отраслевым законам нормы в едином акте. Звучат предложения приравнять взяточничество к таким преступлениям против государства, как измена и шпионаж, соответственно, ужесточив ответственность. Резон в этом есть: коррупция наносит серьезный удар по бюджету страны, от чего страдает, в первую очередь, наше население. По некоторым оценкам, объемы коррупции сегодня примерно равны федеральному бюджету - представьте, какой урон экономике наносят эти преступления. Довольно осмысленным представляется и предложение об исключении уголовной ответственности за дачу и провокацию взятки, которая сдерживает выявление коррупционеров. Сегодня человек не несет ответственности за дачу взятки, если добровольно и своевременно заявит о своем поступке в правоохранительные органы. Однако даже в таком случае отданных в качестве взятки денег ему уже никто не вернет, и у человека теряется смысл обращаться в милицию. Если же гражданин не будет связан опасностью таких убытков, он охотнее пойдет на сотрудничество. Для чиновников же это будет очень веский сдерживающий фактор. Кроме того, эффективно было бы ввести обязательную криминологическую экспертизу принимаемых законопроектов. Зачастую в них изначально закладываются ниши для злоупотреблений и свободного толкования. Наконец, как можно меньше отношений должно регулироваться ведомственными подзаконными актами, подменяющими федеральные законы. РГ: Какие еще меры борьбы могли бы стать эффективными? Абызов: Помимо законодательного реформирования необходима реформа самой госслужбы: следует заменить назначения на должность конкурсными избраниями, снизить численность аппарата госслужащих. Законодательные акты, с которыми работают чиновники, должны приобрести единую, строго оговоренную форму - например, любой отказ должен быть письменно мотивирован. Есть предложения также упразднить депутатские и прочие иммунитеты. Свою роль может сыграть и техническое переоснащение правоохранительных структур, которое позволит добиться минимализации личного контакта гражданина с чиновником. С видеокамерой, которая зафиксировала нарушение, уже не поспоришь. Но любые меры будут бессмысленны, когда они не подкреплены общественной культурой. Необходимо активное антикоррупционное просвещение, причем вести его должны не просто юристы, но и те же самые чиновники - это поможет изнутри воздействовать на проблему. РГ: В крае уже есть антикоррупционный телефон доверия, но что-то граждане не слишком активно звонят… Абызов: Просто у людей пока нет оснований верить, что государство в этих вопросах встанет на их сторону. Социологические опросы демонстрируют крайне низкий уровень доверия к властям и правоохранительным органам. Народу требуются примеры: гражданин обратился в милицию - взяточника задержали. Нужно освещать такие прецеденты, публично выражать благодарность обратившимся. Но, что самое важное, властям придется сформировать настоящую антикоррупционную идеологию, чтобы как-то реформировать систему ценностей общества. Сегодня непросто быть честным и порядочным, такие сотрудники зачастую не уживаются в нынешней правоохранительной системе. Доносительство тоже считается подлым и низким поступком. Со всеми этими предрассудками еще придется бороться. "Российская газета" - Алтай №4710 от 18 июля 2008 г. Обсудить на форуме!
|