Бывают в жизни огорчения. Тульская газета «Слобода» решила прорекламировать медицинскую «Славянскую клинику», но сделала это крайне неудачно. В результате ей пришлось отвечать перед ФАС за использование в рекламе ... нецензурной лексики. А ведь газета всего лишь пообещала своим читателям «похудение без диет и без запретов!». Однако при печати из слова похудение пропала буква «д». Вследствие чего, как справедливо отметило тульское управление федеральной антимонопольной службы, слово стало «восприниматься как нецензурное». Однако прецедент с применением части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» весьма любопытен. Как рассказали «Фонтанке» в петербургском управлении ФАС, у нас статья, запрещающая «использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов», пока работает только в её «ассоциативной» составляющей. Так, например, именно эта статья сработала, когда шла борьба с рекламой одного из магазинов бытовой техники, восхвалявшего «сосательные» способности своих пылесосов. Но напрямую мата у нас газеты пока в качестве рекламы не печатали. Что ни говори, культурная столица. Любопытно, что нетрадиционное «похудение» обеспокоило изначально не федеральную антимонопольную службу, а одну из жительниц города. От неё в УФАС поступило заявление, была «проведена проверка», и выявлено — буквы «д» в слове похудение действительно нет. Саму клинику привлекать к ответственности не стали, тем более что она предоставила согласованный макет, в котором никаких букв не пропало. А вот ООО «Слобода» получило по всей строгости закона. Хотя УФАС и отметило смягчающие обстоятельства — нарушение было допущено неумышленно, а в следующем номере редакция газеты извинилась и перед читателями, и перед медиками. Заметив, что в ошибке виноваты корректоры издания, «Слободу» все же признали виновной в нарушении. За несоблюдение рекламного законодательства по постановлению антимонопольщиков от 31 июля она должна будет заплатить 60 тысяч рублей. Такова цена одной пропавшей буквы — 600 МРОТ. По мнению юристов, решение совершенно бесспорное. Кстати, часть 6 статьи 5 федерального закона «О рекламе» в последнее время стала использоваться довольно активно. Так, в городе Омске её применили для того, чтобы прекратить распространение рекламных листовок магазина «Федорина радость» - коммерсанты взяли для этой цели образ Родины-матери и заменили призыв «Родина-мать зовет!» на текст «Халява прет!». Появление листовок вызвало раздражение горожан тем, что «наши торгаши за прибыль продадут все». В Петербурге для неё есть еще более перспективное применение. Та же самая статья запрещает использование «непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия». Напомним, что в этот список входит весь исторический центр Петербурга и его пригороды. Так что, используя городские мотивы, коммерсантам надо быть осторожными. Хотя реальной практики в этом отношении пока нет. Михаил Гончаров, Фонтанка.ру Обсудить на форуме!
|