10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон (Федеральный закон
от 26.12.2008 № 293-ФЗ), который внес весьма существенные изменения в
целый ряд нормативных актов. Касается он исключения внепроцессуальных
прав милиции в части проведения проверок представителей бизнеса. Каким
образом данные нововведения повлияют на работу органов внутренних дел и
стоит ли плательщику надеяться на снижение количества проверок?
Очевидно, что внесенные поправки стали реакцией на непрекращающиеся
заявления в СМИ о необходимости снижения количества проверок субъектов
предпринимательской деятельности правоохранительными органами.
Сформулируем основные изменения, которыми в данном случае мы обязаны
законодателю.
В первую очередь реформации подверлись отдельные положения Закона «О милиции»
(Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1). Пункты 25 и 35 статьи 11 этого
документа, которые до недавнего времени регламентировали права органов
внутренних дел по проведению проверок и ревизий финансовой,
хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также
налоговых проверок, признаны утратившими силу. Означают ли
вышеуказанные поправки, что милиция лишилась ряда своих полномочий, а
значит, фирмы-однодневки, организации, оформленные на подставных лиц, и
прочие подобные субъекты бизнеса теперь могут спать спокойно? Ведь не
секрет, что визит налоговиков с проверкой хотя и приводит подчас к
штрафам, пеням и прочим неприятностям, но все же не оказывает на
плательщиков такого магического действия, как визит представителей
органов внутренних дел, которые в результате проверки могут не только к
административной ответственности привлечь, но и уголовное дело
возбудить (О том, как встречать милиционеров, пришедших с проверкой, мы
рассказывали в «Актуальной бухгалтерии» № 1, 2008). Попробуем разобраться.
Полномочия скорректированы
Напомним, что согласно прежней редакции пункта 35 статьи 11 Закона «О милиции»
при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления,
связанного с нарушением российского налогового законодательства,
сотрудники МВД России могли проводить проверки организаций и физических
лиц. А в пункте 25 были подробно описаны полномочия милиции в части
возможности проведения осмотра транспортных средств проверяемого
субъекта, мест хранения и использования его имущества; изучения
необходимых документов; изъятия отдельных образцов сырья, продукции,
товара и пр. Причем подобные действия не обязательно должны были быть
следствием нарушения плательщиком налогового законодательства.
Основанием служило нарушение любого законодательного акта,
регулирующего предпринимательскую деятельность.
Отмена вышеуказанных норм фактически свидетельствует о том, что в рамках действия Закона «О милиции»
у представителей МВД России теперь нет права самостоятельно проверять
субъектов бизнеса на предмет совершения ими налоговых преступлений. В
подтверждение тому — пункт 33 части 1 статьи 11 Закона «О милиции» в
новой редакции. И если прежде органы внутренних дел имели право
участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, то
теперь это право реализуется только в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обратите внимание, что совместный приказ МВД России и МНС России,
в котором изложен порядок взаимодействия этих 2 служб (приказ МВД
России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37), продолжает
действовать, в то время как на сегодняшний день приказом МВД России от
8 января 2009 года № 12 уже отменены 2 ранее действующих приказа,
обеспечивающие законность и обоснованность милицейских проверок
(приказы МВД России от 16.03.2004 № 177, от 02.08.2005 № 636).
Законное изъятие
Не остался без внимания и еще один нормативный акт, напрямую
связанный с действиями правоохранительных органов. Пункт 1 части 1
статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» изложен в новой редакции, согласно
которой органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
вправе проводить все те же мероприятия, которые раньше отражались и в
Законе «О милиции»
(изъятие предметов, материалов и сообщений, осмотр помещений, зданий,
участков). Но к ним добавилось еще и право изъятия документов. К слову,
документы и раньше в случае необходимости изымались милицией. Однако
основанием для подобного действия были внутренние приказы. Теперь же об
этом прямо сказано в самом законе.
На практике встречаются ситуации, когда в ответ на требование
проверяющих представить конкретные документы представители организации
отвечают, что документы изъяты у них правоохранительными органами. При
этом протокола изъятия либо нет, либо он оформлен неправильно. Поэтому
плательщикам будет небесполезно знать, как именно должна проводиться
процедура изъятия документов и какие требования должен учитывать
соответствующий протокол.
Этот документ составляется в соответствии с требованиями уголовно-процес*суального законодательства России (ст. 166 УПК РФ).
Если при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий изымаются
документы, то с них снимаются копии, которые заверяются должностным
лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого они изымаются,
о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить
копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное
должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого
были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем также
делается запись в протоколе.
Если представители МВД России в 5-дневный срок не укладываются, то
заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть отправлены
плательщику по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается
запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии
документов направляются по адресу места нахождения юридического лица
или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
Таким образом, изменения, внесенные в Закон «Об
оперативно-розыскной деятельности», детально регламентируют порядок
проведения изъятия предметов и документов (без которого невозможно
документирование и пресечение экономических и налоговых преступлений),
но только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Ранее такой порядок регламентировался внепроцессуальными нормами статьи 11 Закона «О милиции».
Причем отмена законодателем одних норм и одновременное расширение
толкования других в данном случае никак не связаны с лишением органов
внутренних дел права проведения изъятия документов, предметов,
материалов и сообщений, а также прочих полномочий. Главная цель —
сделать этот процесс максимально прозрачным и доступным для понимания.
И самый эффективный путь — привести процедуру изъятия в соответствие с
процессуальным законодательством. Поэтому никаких противоречий между
нормами, признавшими утратившими силу пункты 25 и 35 статьи 11 Закона «О милиции», и новым порядком изъятия нет.
В заключение отметим еще несколько нормативных актов, которых коснулись нововведения:
- в Уголовно-процессуальный кодекс
внесены изменения в части уточнения полномочий органов внутренних дел и
следственных органов при проверке сообщений о совершенном или
готовящемся преступлении;
- в статье 27.10 Кодекса об административных правонарушениях установлена
процедура и требования к изъятию вещей (ставших орудиями совершения или
предметами административного правонарушения) и документов (в качестве
доказательств по делу об административном правонарушении), которые были
обнаружены при осмотре принадлежащих юрлицу территорий, помещений,
товаров, имущества, а также соответствующих документов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 27.10
<...>
5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается
соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра
места совершения административного правонарушения или в протоколе об
административном задержании<...>
6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о
виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных
идентификационных признаках изъятых вещей<...>
8. Протокол <...> подписывается должностным лицом, его
составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми...
Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или
его законному представителю.
Д.А. Васильев, главный бухгалтер компании «КУН»
Ознакомившись с изменениями, внесенными в Закон РФ от 18 апреля 1991 года «О милиции»,
можно предположить, что законодатели как раз в последнюю очередь думали
о милиции, которой положено охранять правопорядок. Следуя
нововведениям, милиционеры фактически лишаются права самостоятельно
проводить проверки, связанные с нарушением налогового законодательства,
и утрачивают целый ряд полномочий. А ведь, как известно, основные
обязанности без прав выполнять просто невозможно.
Мы отнюдь не идеализируем степень квалификации сотрудников милиции
в вопросах налогообложения и уж тем более не ставим ее под сомнение, но
эти ограничения практически сводят на нет борьбу с незаконным оборотом
наличных и безналичных денежных средств.
Конечно, налоговики в этой ситуации куда квалифицированнее, зато на
порядок неповоротливее. Вот и рассылают сейчас следователи ОБЭП тонны
предписаний работающим предприятиям явиться для установления
хозяйственных отношений с организациями, которые уже год как пропали из
поля зрения налоговиков. Теперь этой нелепой работы станет еще больше.
И уже предприятиям придется готовить тонны макулатуры и везти ее в
следственные органы.
*** Автор статьи: И.Н. Соловьев, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, д. ю. н., профессор
Источник: http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=24442 |