Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Воскресенье, 28.04.2024, 22.32
Главная » Статьи » Гражданское право

Государственная поддержка средств массовой информации: правовой аспект
Действующий Закон «О средствах массовой информации» упускает вопросы государственной поддержки (в узком смысле) деятельности организации, осуществляющих производство и выпуск СМИ. Сегодня эти вопросы решаются в каждом конкретном случае в отношении конкретных СМИ. Зачастую главным критерием здесь становится принадлежность (или другие способы оказать влияние) СМИ муниципальному образованию, субъекту России или Российской Федерации. Результат – создание благоприятных условий лишь одной организации.

Однако такая поддержка должна быть признана обоснованной только в том случае, если она реализуется в порядке частного права (как собственник, акционер), а не публичного или государственного образования. Поскольку указанные нами выше принципы, на которых и должна строиться поддержка, свидетельствуют о том, что мотивировать к выпуску продукцию СМИ, которая никаким образом не может оказать негативного воздействия на общество, есть прямая обязанность государства. Это положение отражается и в необходимости государственной поддержки, поскольку, как правило, самый некачественный продукт СМИ является самым дешевым (и опасным), то применение, скажем экономического стимулирования, в отношении СМИ есть мотивация к производству более качественной продукции.

Интересно, что проект нового Закона «О средствах массовой информации», который был разработан еще в 2004 году Союзом журналистов России посвящает вопросам государственной поддержки достаточно объемную статью (статья 38 Проекта). При этом пункт 1 статьи 38 Проекта, учитывая сущность и равенство СМИ, стремится использовать средства массовой информации именно для социальных нужд населения. Таким образом, целью самой государственной поддержки, при условии принятия соответствующего закона, станет обеспечение политического, идеологического и культурного разнообразия, свободы мысли и слова, независимости средств массовой информации, а также права граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Такая система станет логическим продолжением существующей с начала эпохи гласности совокупности мер государственной поддержки, когда законодатель, столкнувшись с реалиями рыночной экономики, был вынужден предоставить определенные льготы тем СМИ, которые по объективным причинам не могут компенсировать свои расходы через размещение рекламы, продажу тиража и так далее. Эта поддержка строилась (и продолжает строиться) на принципах, что СМИ есть культурное (в большем или меньшем смысле этого слова) явление. Разумеется, при такой системе государственной поддержкой не «довольствовались» печатные издания, издания эротического и рекламного характера, поскольку они носят либо сугубо коммерческий характер (минимальный уровень культуры) либо вообще являются ее антиподом (контркультура).

Именно на таких принципах строилось участие исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» от 1 декабря 1995 года № 191-ФЗ до момента его отмены с 01.01.2005 года. Для целей указанного закона под государственной поддержкой понималась совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ). Однако сам закон в этом отношении страдал незавершенностью. Он регулировал отношения только в финансовой сфере и в отношениях по приватизации предприятий. Этот закон (статьи 2 – 5) исключил из регулирования финансовых органов такие действия редакций СМИ, которые обеспечивают распространение продукции СМИ. Выстроенная система стала основой для регулирования публичной администрацией (органы общей компетенции) мер по обеспечению государственной поддержке. Так, на Федеральном уровне Постановлением Правительства РФ приняты ряд мер относительно такой поддержки (Постановление Правительства Российской Федерации «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации»// СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 188.). Правда Постановление содержит лишь ряд указания по улучшению информационного обеспечения населения. Кроме того, недостатком его служит ограниченность в распределении приоритетов. Иначе говоря, закон предоставляет право количественного поиска СМИ, в ущерб качеству принимаемых телепрограмм или другой печатной продукции.
Такая несовершенность, по мнению некоторых авторов, стала логическим следствием из системы государственных дотаций, впервые введенной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «Об экономической поддержке и правовом обеспечении деятельности средств массовой информации» от 17 июля 1992 года. «Дотации устанавливались Мининформпечатью РФ под контролем депутатской комиссии пропорционально результатам подписки и тиражу периодических печатных изданий. От получателей дотаций никто не требовал политической лояльности, в результате чего реципиентами становились не только оппозиционные издания, но даже те, которые именовали власть не иначе как оккупационной. Подобная система развращала редакции, прежде всего, в экономическом плане, приучая их жить «с протянутой рукой». Эта идея отражена и в рассмотренном выше Постановлении Правительства. «Здесь предусматривалось, что отдельные «информационно-аналитические материалы информационных агентств, социально значимые телерадиопрограммы и издания» по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут быть отнесены к категории продукции для федеральных государственных нужд с соответствующей закупкой и оплатой из средств федерального бюджета. Кроме того, одно время существовала система правительственных грантов в данной сфере, предоставляемых в виде возвратных и безвозвратных бюджетных ссуд, налоговых освобождений, лизинга оборудования, товарного кредита и т. д.».
***
Денис Каримов,
Главный специалист отдела анализа и обобщения судебной практики
Федерального арбитражного суда Уральского округа,
Аспирант кафедры административного права Уральской государственной юридической академии

Источник: http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=24700
Категория: Гражданское право | Добавил: Administrator (26.03.2009) | Автор: Денис Каримов
Просмотров: 446