Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Воскресенье, 28.04.2024, 20.46
Главная » Статьи » Международное право

Косово – «уникальный» конфликт интересов.
Косово – «уникальный» конфликт интересов.

О главном…
Косово, официальное сербское название Косово и Метохия, албанское самопровозглашённое название Республика Косово — регион на Балканском полуострове.

Настоящий статус Косова спорен: парламент автономного края Сербии Косово и Метохия объявил в одностороннем порядке о независимости от Сербии 17 февраля 2008 года под названием республика Косово, однако данные действия противоречат конституции Сербии, а потому согласно ей автономный край Косово и Метохия по-прежнему входит в состав Сербии.

В приближённом переводе с сербского языка «Косово» означает «чёрные дрозды», а «Метохия» — «церковная земля». Албанцы для исключения из названия края намека на христианское прошлое края используют название «Косово» применительно ко всей территории Косова и Метохии. Сербская традиция настаивает на двойном обозначении края, поскольку историческая область Косово охватывает лишь территорию Косова поля и округу, а Метохия лежит западнее до границы с Албанией.

С июня 1999 года Косово и Метохия находится под протекторатом войск НАТО (KFOR) и администрации ООН.

В качестве ответной меры на объявление независимости парламент Сербии принял решение об аннулировании решения краевого парламента Косово (18-го февраля), притом единогласно, а также аналогичное решение приняло правительство Сербии (17-го февраля). Решение было принято на основании нарушения конституции Сербии, а также норм международного права о неприкосновенности территориальной целостности стран. Республика Косово была названа «фальшивым государством на территории Сербии», а на лидеров республики были заведены уголовные дела. Сербия также отозвала послов из США, Германии и Великобритании и ряда европейских стран.

По обе стороны конфликта…
Одностороннее провозглашение независимости Косово вызвало неоднозначную реакцию в международном сообществе. Мир буквально разделился на два лагеря. Среди стран, признавших независимость, есть явные лидеры – это США, Германия, Франция и Великобритания. Остальные страны, признавшие независимость, следовали не по нормам международного права, а лишь преследуя свои собственные национальные интересы, а также идя на «поводке» у США, заманенные идеей скорого вступления в НАТО. Самый яркий пример Болгария, которая сначала не признала Косово, но после не официальной встречи с представителем НАТО, правительство изменило свое решение в противоположную сторону.
Германия, США, Франция, Великобритания – решение у них единогласное, ведь это негласный « союзный блок». Но тем не менее страны ЕС на внеочередном саммите в Брюсселе не смогли прийти к общему решению по вопросу Косова, каждая страна должна решить отдельно от ЕС. Это лишь политический ход , большинство «мелких» стран, таких как Словения, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия пойдут по пути своих «руководителей» и поддержат их точку зрения. А те же страны ЕС, которые категорически против – Испания и Республика Кипр, пытаются сдержать сепаратистские настрои внутри своего государства.

ООН - ЕС
Резолюция СБ ООН N 1244, принятая на 4011-м заседании СБ, 10 июня 1999 года, учредила Временную администрацию ООН в Косово, а также установила политический процесс, призванный стабилизировать ситуацию в Косово, и в тоже самое время оставив её в составе Сербии. Россия, наряду с Китаем и собственно Сербией, самые весомые политические противники независимости Косово, а точнее сторонники территориально целостности Сербии, но только РФ, и особенно ее постпред в ООН, делает постоянные попытки приостановить действия администрации Косово и солидарных стран, ссылаясь на нормы международного права и Резолюцию СБ ООН N 1244. Согласно ей, единственными охранниками порядка выступают силы KFOR, но ЕС и на этот раз проявляет «инициативу» (хотя Сербия и Косово не члены этой организации) и учреждает в Вене «миссию по обеспечению верховенства права в Косово» (EULEX Kosovo) в составе двух тысяч человек. По мнению постпреда России при ЕС, Владимира Чижова, "фактически мандат миссии Евросоюза, хотя там нет слова независимость, это мандат поддержки государственности Косово". Россия приняла, в начале февраля, обязанности председателя СБ ООН, в результате ежемесячной ротации, и наверняка будет инициировать созыв экстренного СБ по вопросу Косово.

Косово – уникальный случай, приоткрывший ящик Пандоры.
Среди всех стран, признавших Косово, существует лишь два обоснования своего решения: - признание Косово ввиду своих национальных интересов;
- признание Косово ввиду уникальности данного случая;
Если первый аргумент вполне адекватен, со стороны суверенного государства, то случай с уникальностью Косово образовал вокруг себя множество споров и предположений, ведь Абхазия и прочие страны, претендующие на независимость, не удостоились этой уникальности. Вот что по этому поводу сказал Хавьер Солана, Высокий представитель Евросоюза по внешней и оборонной политике:
- Резолюция СБ ООН N 1244 учредила Временную администрацию ООН в Косово.
Насколько мне известно, ни по одному другому конфликту СБ ООН не принимал подобного решения. Ситуацию вокруг Косово также следует рассматривать как часть исторически особенного распада Югославии. Оба этих аспекта делают Косово sui generis - уникальным случаем, который не создает прецедента для других конфликтов.

Допустим уникальность этих случаев, но тут же возникает параллель – случай с Абхазией, Приднестровьем и Южной Осетией можно классифицировать как часть исторически особенного распада СССР, даже более глобального, чем Югославии. В таком случае остается лишь одна «уникальность», но и она не особо веская, т.к. именно следствием распада Югославии, а именно Сербии, является резолюция СБ ООН № 1244.
Уникальность этого случая в том, что он создал прецедент для подобных действий во всех спорных точках планеты, что выражается в поддержке случая с Косово непризнанными республиками Тайвань и Турецкой республики Северного Кипра. Возможно, завтра появится еще несколько новых государств, таких как Курдистан или Фландрия.

Великая Албания или нефть?
Действительно ли США и страны Европы, признавшие Косово, преследуют идею создания независимого государства или Великой Албании? На вопрос о причинах таких действий возникает много версий, под час просто абсурдных, но я предложу Вам остановиться на двух из них.
Во первых США заинтересовано в ослаблении и территориальном расчленении стран, входивших в Советский Блок, особенно Сербии, наверное самой непреклонной нации в Европе перед экономическим давлением и санкциями американских властей, и осознав что сербы не свернут с избранного пути, упустить момент с Косово было бы не в духе семейства Бушей. После международного признания, все военные объекты поступят в распоряжение армии США (возможно размещение системы ПРО), а большая часть нефтегазовой промышленности Косово уже в руках американских компаний.
Второй причиной таких действий является нефтегазовая проблема, а именно Набукко и Южный Поток. Nabucco — проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км в обход России из Центральной Азии в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность — 26-32 млрд. кубометров газа в год. Строительство планируется завершить к 2013 году. Предполагаемая стоимость проекта — $6,2 млрд.

В консорциуме по строительству газопровода участвуют компании:

* OMV Gas GmbH (Австрия),
* Botas (Турция),
* Bulgargaz (Болгария),
* S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния),
* MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия).

Первоначально проект газопровода Набукко, представленный в 2004 году, предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. В 2006 году было принято решение в связи с конфликтом вокруг иранской ядерной программы изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять газ из Туркмении, Узбекистана и Азербайджана.
Особенные сложности у проекта возникли после продажи правительством Сербии контрольного пакета акций НИС-нафтогаз российскому Газпрому, уже владеющему 50% акций болгарской ОВЕРГАЗ. Россия постепенно берет верх в энергетических войнах с Западом – об этом говорит успешное продвижение переговоров по строительству двух ключевых газопроводов – «Южного потока» и Прикаспийского.
«Южный поток» пройдет дну Черного моря и даст России возможность напрямую поставлять газ в страны Евросоюза. Общий объем инвестиций в проект газопровода оценивается в сумму свыше $10 млрд. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря, от российского до болгарского берега. Общая протяженность черноморской части газопровода составит около 900 км, максимальная глубина - более 2000 м. В проекте также принимает участие итальянская компания «ЭНИ». Энергетическая зависимость Запада от России растет с каждым днем.

Нам же остаётся лишь следить за происходящим в мире, ведь в наше время каждый день он меняется кардинально, а однажды проснувшись утром - мы его не узнаем.

Шевчук Владимир, ОНУ им. И. И. Мечникова.

Мною использованы материалы с открытых источников.

Категория: Международное право | Добавил: dorimi (10.03.2008) | Автор: Владимир E
Просмотров: 1356