Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Воскресенье, 28.04.2024, 20.38
Главная » Статьи » Международное право

Россия: переходный период или проявление непримиримых позиций?
Выступление помощника государственного секретаря США Дэниела Фрида в Хельсинкской комиссии
(О задачах сотрудничества с Россией)

Государственный департамент США

Вашингтон, округ Колумбия

24 мая 2007 года

Россия: переходный период или проявление непримиримых позиций?

Выступление Дэниела Фрида, помощника государственного секретаря по делам Европы и Евразии, в Хельсинкской комиссии

Председатель Хейстингс и члены комиссии, благодарю вас за предоставленную возможность выступить перед вами. Тема нынешнего заседания - "Россия сегодня" - чрезвычайно важна для Соединенных Штатов и наших партнеров, особенно в Европе. Вторая часть вопроса, который вы задаете на этих слушаниях применительно к России, - "переходный период или проявление непримиримых позиций" - звучит несколько провокационно, но позволяет сформулировать суть проблемы сотрудничества с Россией, в котором мы по-прежнему заинтересованы.

Россия, конечно, все еще осуществляет переход от своего коммунистического прошлого. На словах, да, пожалуй, и на деле она обретает все большую уверенность. Отчасти этому способствуют доходы, которые она получает благодаря высоким ценам на энергоносители. Возможно, это и побудило вас употребить слово "непримиримость". Однако ни в коем случае нельзя характеризовать Россию в столь жестких выражениях. Порой Россия действительно кажется сложным партнером для совместной работы, но у нас есть и много важных областей сотрудничества, в которых мы реализуем наши общие интересы. Хотя наше партнерство, возможно, не является стратегическим, оно все же предполагает партнерские отношения по многим стратегическим вопросам. Это и не удивительно, если учитывать наследие американо-советских отношений. 15 мая в Москве государственный секретарь США Кондолиза Райс указала, что нам надо проводить различие между отдельными разногласиями и нашим общим намерением работать вместе всякий раз, когда это возможно. "Порой у нас будут возникать разногласия, но верно и то, что в пылу риторики иногда создается впечатление, будто под вопросом сами наши отношения, а не конкретные разногласия, которые у нас бывают", - заявила она.

Администрация относится к России с реализмом, который присутствует и в целях нашего взаимодействия с ней. В лице России мы хотим видеть партнера по решению мировых проблем. Мы хотим, чтобы Россия была сильной, но в том понимании, которое соответствует требованиям 21-го века: с сильными и независимыми демократическими институтами в структуре государственного управления и за ее пределами, с сильным гражданским обществом, свободной прессой и действующей оппозицией, с сильным и независимым средним классом и классом предпринимателей. Мы убеждены в универсальном характере силы свободы и не делаем для России исключения. Не забываем мы о России и тогда, когда говорим, что стремимся к открытому миру, для которого характерны партнерские отношения со странами, разделяющими наши убеждения.

В качестве тактического подхода мы предпочитаем сотрудничество. По мере возможности мы работаем сообща и всегда стремимся расширять масштабы этого сотрудничества, когда наши интересы пересекаются. Но даем и задний ход, когда надо. По возможности делаем это конфиденциально, при необходимости - публично. Это относится к ситуациям, когда мы защищаем наши ценности, интересы и наших друзей. Во всех случаях мы также стремимся работать с нашими европейскими союзниками и друзьями, чтобы согласовывать наши подходы и формулировать общие ценности, лежащие в основе нашей политики.

Поскольку в обеих странах средства массовой информации уделяют основное внимание проблемам, мне хотелось бы вначале упомянуть направления сотрудничества в наших отношениях. Соединенные Штаты и Россия продолжают сотрудничать в важнейших областях, включая борьбу с терроризмом и нераспространение. Американо-российская Рабочая группа по борьбе с терроризмом провела свое последнее заседание в сентябре 2006 года. Через несколько месяцев она соберется вновь, чтобы продолжить и углубить сотрудничество в области разведки, правоохранительной деятельности, борьбы с распространением оружия массового поражения, финансированием терроризма и наркотиками, по Афганистану, делам ООН, переносным зенитно-ракетным комплексам и транспортной безопасности.

Наше стратегическое сотрудничество усиливается. В прошлом году вместе с Москвой мы продлили до 2013 года программу "Совместное уменьшение угрозы", которая была начата в 1992 году для содействия демонтажу оружия массового поражения в бывшем Советском Союзе. Поскольку этой программе исполняется 15 лет, мы с Россией договорились ускорить работу по некоторым направлениям в рамках Братиславской инициативы по ядерной безопасности. Модернизация систем ядерной безопасности должна завершиться к концу 2008 года. В июле 2006 года на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге президенты Буш и Путин объявили о Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом. Ее цель - не допустить, чтобы ядерные материалы попадали в руки террористов. Мы с Россией работаем над укреплением безопасности ядерного топливного цикла, соответственно в рамках "Глобальной политики в области ядерной энергии" и инициативы по топливным центрам. Мы также ведем с Россией переговоры по соглашению об использовании ядерной энергии в мирных целях (статья 123 Закона об атомной энергии), а также о сотрудничестве в области оборонных технологий. Соединенные Штаты внесли предложение о содержательном сотрудничестве в области противоракетной обороны. А в связи с истечением в 2009 году срока действия Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружениях (СНВ) мы начали в позитивном ключе переговоры о механизме, который предстоит реализовать после Договора СНВ. В последние месяцы было несколько визитов на высоком уровне, в том числе визиты госсекретаря Райс и министра обороны Гейтса. В области глобального нераспространения у нас с Россией много общих целей. Мы тесно сотрудничаем с Россией и другими странами, противодействуя ядерным амбициям Северной Кореи и Ирана, хотя Москва порой выражает несогласие с нашим подходом к санкциям и другим мерам. Россия проголосовала за резолюции 1718 (по Северной Корее), 1737 и 1747 (по Ирану) Совета Безопасности ООН, предусматривающими, соответственно, обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова и введение санкций по главе VII Устава ООН в отношении Северной Кореи, а также применение санкций против Ирана до тех пор, пока Тегеран не приостановит свою программу по обогащению урана и не начнет выполнять свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия. Мы рассчитываем на полное выполнение этих резолюций. Соединенные Штаты и Россия наряду с Китаем, Японией, Южной Кореей и Северной Кореей участвуют в Шестисторонних переговорах по Северной Корее, причем Россия возглавляет Рабочую группу Шестисторонних переговоров по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии.

Мы продолжаем налаживать сотрудничество по линии Совета Россия-НАТО, которому в этом году исполняется пять лет. У нас есть большой набор совместных инициатив НАТО и России, в которых с обеих сторон участвуют эксперты в самых разных областях: от участия России в операции "Эктив индевор" до программы по борьбе с наркотиками в Афганистане. Мы рассчитываем на то, что возможностей для сотрудничества станет еще больше, когда Россия ратифицирует Соглашение о статусе сил с НАТО. Мы приветствуем принятое Думой 23 мая решение о ратификации и ждем, что ее примеру последует и Совет Федерации. При этом состоявшееся 26 апреля в Осло заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел выявило ряд важных разногласий между Россией, с одной стороны, и большинством союзников по НАТО с другой с учетом послания, с которым выступил ранее в тот день президент Путин. В своей речи президент Путин дал понять, что рассмотрит вопрос о приостановке выполнения Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе, если не будет достигнут прогресс в деле ратификации Адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе союзниками по НАТО. На Совете Россия-НАТО министры стран НАТО единодушно ответили, что мы продолжаем рассматривать действующий договор об обычных вооруженных силах как краеугольный камень европейской безопасности и что мы готовы добиваться ратификации адаптированного договора после того, как Россия выполнит свои принятые в 1999 году в Стамбуле обязательства по выводу войск из Молдовы и Грузии. Администрация и союзники по НАТО очень серьезно относятся к нашей поддержке адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе: этот документ, подписанный в 1999 году, заменяет блоковую структуру изначального договора более гибкой системой национальных и территориальных ограничений на военную технику. Он допускает прием новых участников и предусматривает более подробную информацию о вооруженных силах и больше возможностей для проверок, чем изначальный договор. Адаптированный договор также содержит специальные нормы, относящиеся к согласию принимающей страны на присутствие иностранных сил, что очень важно для наших партнеров по межгосударственной организации, в состав которой входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова (ГУАМ). Не должно быть сомнений в том, что союзники по НАТО поддерживают Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Адаптированный договор. Ни тот, ни другой не свидетельствует о попытках НАТО перехитрить Россию. Нет сомнений и в том, что союзники по НАТО настаивают на выполнении Стамбульских обязательств в качестве основы для ратификации Адаптированного договора.

Мы также стремимся развивать сотрудничество с Россией по линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - организации, которая, очевидно, представляет большой интерес для вашей комиссии. Продолжает вызывать озабоченность критическое отношение России к ОБСЕ. Выступая 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, президент Путин назвал ОБСЕ "вульгарным инструментом, предназначенным для продвижения внешнеполитических интересов одной страны или группы стран". Под видом необходимых реформ Россия предложила провести в ОБСЕ изменения, которые фактически свели бы на нет усилия организации по укреплению демократии. Соединенные Штаты категорически не согласны с таким подходом России и отстаивают мандат ОБСЕ на продвижение демократических реформ, включая наблюдение за выборами. Действительно, в этих усилиях воплощены те обязательства, которые Вашингтон и Москва взяли на себя, когда мы подписывали Заключительный акт Хельсинки. Соединенные Штаты продолжают твердо поддерживать работу Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека; его механизмы наблюдения за выборами представляют собой международный "золотой стандарт" в этой области.

Мы восхищаемся выдающимся многолетним опытом, который Бюро накопило в области наблюдения за выборами по всему региону ОБСЕ, и рассчитываем на его подключение к предстоящим в России выборам в Думу в декабре 2007 года и президентским выборам в марте 2008 года. Мы также высоко ценим вклад Парламентской ассамблеи ОБСЕ в работу ОБСЕ по наблюдению за выборами и совместные усилия Парламентской ассамблеи и Бюро по демократическим институтам и правам человека. К этому следует добавить, что Соединенные Штаты принимают и приветствуют наблюдателей из Бюро на выборах в США.

Хотя работу любой организации можно улучшить, на наш взгляд, есть мудрость в афоризме "не сломалось - не чини". ОБСЕ работает хорошо и выполняет важную работу, и мы будем и впредь поддерживать ее, противодействуя "реформаторским" попыткам, рассчитанным на ограничение ее деятельности или ослабление ее работы по продвижению демократии.

Разногласия с Россией по вопросу об ОБСЕ отражают общие негативные тенденции в области прав человека и демократии в самой России. Мы надеемся, что в ближайшем году в связи с предстоящими циклами парламентских и президентских выборов и вопросами, связанными с преемственностью, ситуация не ухудшится.

Давайте говорить начистоту: даже сегодня Россия - гораздо более свободная страна, чем в любой момент советской истории, и, вероятно, более свободная, чем в любой период истории России. Верно и то, что посткоммунистические преобразования требуют времени. Но было бы оскорблением для России применять к этой великой стране заниженные стандарты. Подавление подлинной оппозиции, ограничение права на протесты, сужение пространства гражданского общества и уменьшение свободы средств массовой информации - все это представляет собой серьезные отступления, которые не соответствуют провозглашенной Россией приверженности строительству и сохранению основ демократического государства. В равной мере вызывают тревогу нерасследованные убийства журналистов и критиков.

Государственный департамент публично выражал протест, в том числе в Постоянном совете ОБСЕ, против жестокости, с которой правоохранительные органы недавно разогнали марши оппозиции в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Европейский союз также выступил с протестом против этих действий. Власти стремились вообще не допустить маршей. Они отказывали в разрешениях на проведение этих мероприятий или пытались вытеснить их на периферию, изменяя места их проведения. Они преследовали и задерживали российских граждан, совершающих поездки для участия в этих мирных митингах. В день проведения мероприятий на них присутствовало чрезмерное количество сотрудников правоохранительных органов, которые необоснованно применяли силу против демонстрантов, а также журналистов, освещавших события. Примерно такие же усилия были направлены против представителей российской оппозиции, которые стремились высказать свое мнение накануне саммита ЕС-Россия 18 мая в Самаре. Тот факт, что власти разрешили прокремлевским молодежным группам заниматься деятельностью, которая была запрещена активистам оппозиции, свидетельствовал об избирательном применении закона. Тем не менее, обнадеживает то, что независимые группы, несмотря на преследования, смогли собраться, обрести сторонников и привлечь общественное внимание.

Интересно, что заместитель пресс-секретаря администрации президента Дмитрий Песков признал, что реакция сил правопорядка на акции протеста, проводившиеся в прошлом месяце, заслуживает дополнительного рассмотрения, а губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и уполномоченный Российской Федерации по правам человека Владимир Лукин призвали провести расследования. В своем ежегодном докладе о правах человека в России, представленном 24 апреля в Думе, а 4 мая в Совете Федерации, омбудсмен Лукин подтвердил, что его ведомство получает и расследует все больше жалоб граждан на препятствия, чинимые властями при проведении митингов.

Председатель Института гражданского общества и Совета по правам человека при президенте Путине Элла Памфилова заявила, что министр внутренних дел Нургалиев должен подать в отставку в связи с разгоном этих демонстраций. Подобные призывы показывают, что даже внутри официальной России мнения о правах человека расходятся.

Точно так же мы озабочены и тем, что российским неправительственным организациям приходится работать в пространстве, которое постоянно сужается и все больше контролируется, и продолжаем следить за тем, как выполняется новый закон о неправительственных организациях, принятый в апреле 2006 года. На данный момент ситуация неоднозначна. Процесс перерегистрации иностранных неправительственных организаций был сложным, он связан с требованиями по оформлению документов и отчетности, которые многие российские и иностранные неправительственные организации считают слишком обременительными. Но факт остается фактом: подавляющее большинство иностранных неправительственных организаций успешно прошли перерегистрацию, хотя у некоторых возникли сбои в обеспечении непрерывной реализации своих программ. Нас также воодушевляет способность некоторых неправительственных организаций добиваться изменений в законодательстве. В частности, религиозные группы, обеспокоенные тем, что требования по отчетности могут быть истолкованы в смысле необходимости составления списков прихожан или учета средств, собираемых среди верующих, успешно провели в Кремле кампанию за то, чтобы эти нормы не распространялись на церковные организации.

В равной мере тревожит и усиливающееся давление на российских журналистов. Активные и склонные к журналистским расследованиям средства массовой информации, не зависящие от официозных установок, необходимы для динамичных здоровых процессов во всех демократических государствах. Сегодня в России, к сожалению, большинство общенациональных телекомпаний - главного источника новостей для большинства россиян - находятся в руках властей или лиц и организаций, связанных с Кремлем. Точно так же подрывает свободу прессы и растущая концентрация печатных изданий в руках представителей власти или их союзников. Нападения на журналистов, в том числе жестокие и до сих пор не расследованные убийства Пола Хлебникова и Анны Политковской, пугают и сковывают "четвертую власть". Усиливается проблема добровольной внутренней цензуры. Определенный простор для свободных дискуссий еще сохраняется, особенно в интернете, о чем свидетельствует подробное и часто сочувственное освещение недавних маршей оппозиции в печатных изданиях, но, похоже, он все же сокращается.

Накануне парламентских и президентских выборов Кремль использует все свои ресурсы при формировании правовых и социальных условий, исключающих равные возможности для кандидатов. Во многих случаях власти избирательно применяли законы о выборах в интересах прокремлевских сил или для обуздания оппозиционных сил. Отказ перерегистрировать партию "Яблоко" в Санкт-Петербурге и трудности, с которыми сталкиваются другие партии, по-видимому, основаны на политических предписаниях, а не на объективных выводах о том, выполняют ли эти партии регистрационные требования.

В прошлом году Дума приняла поправки к уголовному и административному кодексам, внеся в них новое определение "экстремизма". Оно столь широкое и расплывчатое, что служит мощным оружием, которое можно применять против оппонентов и в целях их устрашения. По-видимому, одной из главных целей этого мероприятия было усиление добровольной внутренней цензуры в средствах массовой информации. Например, мы обратили внимание на то, что лидер "Марша диссидентов" Гарри Каспаров уже был допрошен ФСБ в ходе расследования "экстремистской" деятельности. Даже самый беглый анализ российских общенациональных электронных СМИ показывает, что их материалы явно тенденциозны в пользу партий и групп, пользующихся поддержкой Кремля.

На этом фоне США, их европейские союзники и друзья продолжают поддерживать демократию и гражданское общество в России. Эти вопросы регулярно становятся предметом наших двусторонних и многосторонних консультаций. Президент Буш во время своего пребывания в Санкт-Петербурге прошлым летом провел встречу с лидерами неправительственных организаций и гражданского общества, подав им убедительный сигнал о поддержке и солидарности со стороны Америки. Не далее как на прошлой неделе государственный секретарь в Москве приняла участие в дискуссии за "круглым столом" с лидерами гражданского общества и другими деятелями. Она также регулярно и откровенно высказывает российскому руководству наши опасения, как сделала и на прошлой неделе. Мы с государственным секретарем и моим коллегой, помощником госсекретаря Лавенкроном из Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда участвовали в мероприятиях, проводившихся неправительственными организациями в России, чтобы выразить поддержку независимым средствам массовой информации и гражданскому обществу. ОБСЕ также остается важным форумом, на котором Соединенные Штаты и другие страны напоминают России о том, что ее приверженность демократии и правам человека - это не просто "внутренние дела", а обязательства, которые договорились соблюдать и защищать все государства-участники Хельсинкского Заключительного акта.

Отношения России с ее соседями и с Европой остаются проблемой, вызывающей серьезную озабоченность. Москва все еще часто проявляет в отношениях со своими соседями бескомпромиссный менталитет, особенно когда речь идет о таких странах, как Грузия и Украина, которые предпочитают налаживать более тесные евроатлантические связи. Мы и европейские страны выступили против того, чтобы Россия применяла энергоносители для оказания политического и/или экономического давления на соседние государства, как это было в случае с Украиной в 2006 году. Мы обеспокоены явно политическим вмешательством в инфраструктуру, как это было при утверждениях о конструкционных дефектах, на основании которых в этом месяце было ограничено движение по мосту в Эстонию, затяжных "ремонтных" работах на нефтепроводе в Литву или закрытии единственного официального пограничного пункта России с Грузией в прошлом году.

В российско-грузинских отношениях после крайней напряженного периода наметились первые признаки ограниченного улучшения, но Москва могла бы гораздо больше сделать для нормализации отношений. Россия продолжает применять экономические и транспортные санкции, которые она ввела против Грузии осенью прошлого года. Она также продолжает применять меры, которые ставят под сомнение ее заявления о поддержке территориальной целостности Грузии, поддерживая сепаратистские режимы в грузинских регионах - Южной Осетии и Абхазии. Такую же поддержку она оказывает сепаратистскому режиму Приднестровской области в Молдове. Соединенные Штаты продолжают призывать Россию прекратить эту политику и работать с нашими европейскими партнерами над реализацией мер по укреплению доверия, призванных сблизить позиции сторон каждого конфликта. В то же время мы призываем Россию играть более конструктивную роль и использовать свое влияние на сепаратистов для содействия мирному урегулированию каждого конфликта в Грузии. Соединенные Штаты провели с Россией плодотворные переговоры на высоком уровне по этим вопросам. Недавно Россия направила своих представителей в Тбилиси, чтобы обсудить, как ослабить напряженность в Южной Осетии, и публично осудила органы, фактически осуществляющие власть в Южной Осетии, за нарушения действующих договоренностей. Мы также призвали обе стороны улучшить свои отношения и понять, что российские и грузинские представители планируют с этой целью провести в ближайшее время встречу.

Соединенные Штаты также добиваются урегулирования сепаратистского конфликта в Приднестровской области Молдовы. Соединенные Штаты и Евросоюз являются официальными наблюдателями на переговорах в формате "5 + 2", которые более года назад зашли в тупик, поскольку приднестровская сторона не готова к взаимодействию. Правительства России и Молдовы недавно призвали возобновить процесс "5 + 2", хотя Россия пока не использовала все свое влияние для того, чтобы вернуть приднестровцев за стол переговоров, и мы надеемся, что все стороны будут серьезно взаимодействовать. В недавних заявлениях России с призывами к возобновлению процесса "5 + 2" также упоминается принцип территориальной целостности Молдовы. Наконец, вопреки обещаниям лично президента Путина прошлой осенью о том, что запрет на молдавские вина и сельскохозяйственные товары будет отменен, этот запрет действует до сих пор.

По одному сепаратистскому конфликту - в Нагорном Карабахе - Соединенные Штаты и Россия слаженно работают вместе, содействуя его урегулированию. Вместе с коллегами из стран, являющихся сопредседателями Минской группы, - России и Франции - я побывал весной прошлого года в регионе с целью продвижения мирного процесса. Мы представили президентам Азербайджана и Армении набор предлагаемых базовых принципов мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Эти принципы остаются основой для переговоров между двумя сторонами даже сегодня. Осознавая, что бремя урегулирования конфликта лежит на Армении и Азербайджане, мы, тем не менее, продолжаем демонстрировать, что Соединенные Штаты и Россия могут работать сообща, содействуя мирному процессу, который может обеспечить большую стабильность и безопасность на Южном Кавказе, что наилучшим образом отвечает нашим обоюдным интересам.

Мы сожалеем о том, что Россия пока враждебно относится к планам США по размещению элементов ограниченной системы противоракетной обороны в Польше и Чехии (предназначенных для защиты Соединенных Штатов и их европейских союзников от ракетных угроз с Ближнего Востока), и о том, что 26 апреля президент Путин заявил, что Россия рассмотрит вопрос о моратории на выполнение Адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Мы уже более года проводим многочисленные беседы и консультации с Россией о наших планах в области противоракетной обороны (как на двусторонней основе, так и в Совете Россия-НАТО). И география, и геометрия свидетельствуют о том, что очень скромная система, которую предполагается разместить в Польше и Чехии, не представляет вообще никакой угрозы для России. Выступая 26 апреля в Осло на совещании министров НАТО, государственный секретарь Райс назвала "чисто курьезным" представление о том, что 10 перехватчиков и несколько радаров в Восточной Европе будут каким-то образом угрожать России. В этом вопросе мы с русскими просто не сходимся во мнениях, но мы будем продолжать работать над тем, чтобы добиться большего взаимопонимания между двумя нашими странами по этому важному вопросу. Как Государственный департамент, так и Министерство обороны, в том числе министры Райс и Гейтс, на протяжении более полутора лет информируют Россию о наших планах в области противоракетной обороны. Мы держали и будем держать Россию в курсе этих планов в полном объеме. Мы обязуемся, как и в прошлом, проводить консультации с Россией и проявлять в отношениях с ней прозрачность по вопросам противоракетной обороны. Мы предложили России сотрудничество по всему спектру мероприятий в области противоракетной обороны. Сами русские назвали это предложение "серьезным", и оно остается в силе. Но Россия не может наложить вето на наши планы в области противоракетной обороны.

Что касается Адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе, то нам не совсем ясно, что именно беспокоит Россию. Русские дали понять, что они хотят, чтобы союзники по НАТО ратифицировали Адаптированный договор, в частности, потому, что они хотели бы, чтобы некоторые новые члены НАТО, особенно балтийские государства, могли к нему присоединиться. Соединенные Штаты и их союзники по НАТО готовы ратифицировать Адаптированный договор об обычных вооруженных силах в Европе после того, как Россия выполнит свои остающиеся в силе Стамбульские обязательства, принятые еще в 1999 году, в Молдове и Грузии. Согласно положениям Адаптированного договора, который был подписан в Стамбуле в 1999 году, Россия взяла на себя три блока обязательств. Во-первых, она обязалась сократить свои силы во фланговой зоне договора до уровня, предусмотренного Адаптированным договором, и сделала это. Во-вторых, достигнут важный прогресс в Грузии, где обязательства почти выполнены, за исключением того, что России необходимо договориться с Грузией о статусе или выводе российских сил на базе в Гудауте. По третьему блоку обязательств, касающемуся Молдовы, предполагалось, что российские силы будут выведены к концу 2002 года. С согласия ОБСЕ этот срок был продлен до конца 2003 года. Фактически вывод российских сил застопорился в начале 2004 года. Российские силы, часть которых относится к категории миротворческих, остаются в сепаратистской Приднестровской области, наряду с 20 тысячами тонн боеприпасов на складах. Молдова хочет, чтобы все российские боеприпасы и войска, в том числе миротворческие силы, были выведены из страны. Однако молдавские власти заявили о своей готовности согласиться на участие России в подлинно международных миротворческих силах под эгидой ОБСЕ. Мы призываем Россию и другие стороны провести серьезные переговоры о трансформации миротворческих сил. Решение о размещении таких сил стало бы важным шагом к урегулированию этого конфликта и к выполнению Стамбульских обязательств.

За последние несколько лет Россия добилась больших успехов в экономике. Мы приветствуем экономическое возрождение России, особенно после трудных экономических преобразований в 1990-е годы. Все заинтересованы в мире и процветании. Мы приветствуем оживление российской экономики, но обеспокоены тем, что это возрождение опирается на определенные слабости: богатство России по-прежнему в большей мере связано с извлекаемой стоимостью, чем с добавленной стоимостью. Экономические успехи России породили определенную браваду в ее внешней политике. Но эти достижения также способствуют становлению среднего класса, появление которого, как мы надеемся, со временем обеспечит современные политические реформы, в том числе повышение подотчетности и гибкости власти. Соединенные Штаты приветствуют интеграцию России в международные организации, действующие по правилам, такие, как Всемирная торговая организация, в соответствии с приверженностью России принципам этих организаций. Важный шаг в подключении России к нормам мировой экономики был сделан осенью прошлого года, когда было заключено двустороннее американо-российское соглашение по ВТО. Можно утверждать, что это был самый значимый шаг вперед в наших экономических отношениях за последнее десятилетие. Не будучи чудесным средством ни для кого из нас, он все же очень хорошо служит интересам обеих наших стран.

Как у США, так и у России диапазон интересов явно глобальный. При таком охвате обеим нашим странам необходимо стремиться работать сообща всякий раз, когда есть такая возможность, даже когда подобное сотрудничество может оказаться трудным. В то же время мы привержены защите наших принципов, отходы назад, когда это надо сделать. Американо-российские отношения требуют постоянного диалога. Как я упомянул, госсекретарь Райс только что завершила полезный визит в Москву на прошлой неделе, а президент встретится с президентом Путиным на саммите "большой восьмерки" в Германии в июне. Эти и другие возможности в ближайшие месяцы станут важными моментами для попыток преодолеть наши разногласия по важным для нас проблемам, энергично продвигаясь вперед в части нашего конструктивного взаимодействия с Россией.

Г-н председатель, члены комиссии, я благодарен за возможность выступить сегодня перед вами. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russian/)

Источник: http://usinfo.state.gov/xarchives/display.html?p=washfile-russian&y=2007&m=May&x=20070525102706xjsnommis4.360163e-02

Категория: Международное право | Добавил: dorimi (19.03.2008) | Автор: Владимир E W
Просмотров: 949