Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Вторник, 23.04.2024, 14.40
Главная » Статьи » Общие вопросы

Привкус единства
Поправки в Конституцию, касающиеся увеличения сроков полномочий главы государства и депутатского корпуса, у многих не вызывают одобрения. У общественности есть причины для опасений – изменения в главный закон страны всего лишь звено длинной цепочки реформ государственной власти, а по сути — ее концентрации в одних руках.

Конституция РФ занимает приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции, в частности, обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция РФ — одна из самых сложных в мире по процедуре внесения изменений и дополнений.

Реформа на одном дыхании

В начале ноября 2008 г. Президентом Дмитрием Медведевым в его первом послании Федеральному Собранию было сделано предложение изменить Конституцию.

Соответствующий закон был принят Госдумой 21 ноября, одобрен Советом Федерации 26 ноября, а уже 30 декабря 2008 г. Президент его подписал. Согласно внесенным изменениям Президент РФ будет избираться сроком на шесть лет, а Госдума — сроком на пять лет.
Кроме того, Д. Медведев подписал закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства, в соответствии с которым депутаты будут рассматривать ежегодные отчеты правительства о результатах его деятельности. Позже поправки были одобрены законодательными собраниями всех 83 субъектов Федерации.
Можно долго спорить о том, действительно ли были необходимы принятые поправки. Как нам представляется, при наличии у Президента стремления и воли положительных результатов вполне реально достичь и за 4 года, тем более что Конституция предусматривает возможность переизбрания еще на один срок. В то же время трудно не согласиться, что если власть попадет в недобрые руки, то уж лучше на 4 года, а не на 6! Аргумент о том, что народ устал от выборов и что это дорогостоящее мероприятие, вполне понятен, однако так ли экономически целесообразны произведенные изменения? С точки зрения экономии бюджетных средств гораздо разумнее было бы совместить федеральные выборы (президентские и парламентские), как это и имело место до внесения поправок.
Насколько необходимыми и эффективными окажутся все эти реформы — покажет время, однако уже сегодня внушает беспокойство вопрос: неужели можно так просто, на одном дыхании перекраивать Основной закон государства?

Единая воля

Правила изменения Конституции РФ предусмотрены в самой Конституции. Поправки к главам 3—8 Конституции РФ принимаются в порядке, закрепленном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало как минимум три четверти от общего числа членов Совета Федерации и две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, для этого необходим созыв Конституционного собрания.

Итак, проведем простой арифметический подсчет: общее число депутатов Государственной Думы — 450. Для принятия поправок к Конституции необходимо 2/3 голосов от 450, что равняется 300. На сегодняшний день фракция Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе составляет 315 человек.
Для сравнения: фракцию Коммунистической партии РФ в Госдуме представляют 57 депутатов, Либерально-демократическую партию России — 40 депутатов, фракцию «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» — всего 38. Получается, что желания только одной политической силы в России достаточно для изменения Основного закона государства, принятого путем всенародного голосования. Часто можно услышать хвалебные высказывания о Единой России как о партии, обладающей конституционным большинством в парламенте, однако это не повод для гордости и тем более не показатель стабильности.

Против оппозиции

Мировой опыт показал, что наиболее политически и экономически стабильными являются те государства, где действительно существует многопартийная система, где есть настоящая оппозиция, способная составить реальную конкуренцию партии власти, в результате чего выигрывает народ. В России же народ остался в стороне даже при решении такого важнейшего вопроса, как внесение поправок в Конституцию. Общество никак не вникло в суть произведенных изменений, не попыталось сформулировать альтернативный подход, поскольку не было широкого публичного обсуждения законопроекта, поправки были приняты в беспрецедентно ускоренном темпе, не имеющем аналогов в отечественной законодательной практике.

Продление сроков полномочий Президента и парламента — всего лишь следующее звено цепочки реформ государственной власти, а по сути — ее концентрации в одних руках. Началось все еще в 2004 году, когда были приняты президентские поправки, предусматривающие отмену прямых выборов губернаторов и замену их процедурой «наделения полномочиями». Эти «новации» не только лишили народ права избирать губернаторов, которые теперь назначаются Президентом, но и грубо нарушили баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти в субъектах Российской Федерации, в результате чего у губернаторов увеличился властный потенциал.

К примеру, губернатор оставил за собой право роспуска законодательного органа, в то время как последний самостоятельное право досрочно прекращать полномочия губернатора потерял. Упростилась процедура досрочного прекращения полномочий законодательных органов субъектов Федерации. Если раньше их роспуск при наличии оснований и решения соответствующего суда был возможен только федеральным законом, то теперь стало достаточно указа Президента РФ. У законодательных органов субъектов Федерации появилось новое полномочие – выражать недоверие губернатору в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.

Но необходимо иметь в виду, что законодатели могут лишь инициировать процесс, решение об отстранении от должности губернатора принимается Президентом РФ. Президент может и не согласиться с их мнением. Однажды это уже произошло, когда законодатели Алтайского края выразили недоверие главе администрации края М. С. Евдокимову. Однако Президент РФ не удовлетворил данное обращение.

Следующим звеном цепочки стала отмена выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. На момент учреждения Государственной Думы в 1993 году 225 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам и 225 депутатов — по пропорциональной системе. В настоящее время только представитель той или иной партии может стать депутатом Государственной Думы. В результате по спискам проходят люди, которых избиратели не знают, депутаты оказываются оторванными от электората.

Депутат своим избранием в первую очередь обязан партии, которая его выдвинула, поэтому выбор между интересами избирателей и интересами партии всегда будет в пользу последней. Кроме того, партия в таких условиях стала единственным каналом для проникновения бизнеса в политику, а бизнес вкладывает деньги только туда, где гарантировано избрание, т. е. в партию большинства.

Еще одним изменением стало принятие в декабре прошлого года закона, модернизирующего порядок формирования Совета Федерации.
Этот закон, безусловно, содержит ряд прогрессивных положений, но в то же время исключает действующую норму о необходимости утверждения региональным парламентом кандидатуры на пост сенатора от исполнительной власти субъекта РФ. Иначе говоря, высшее должностное лицо субъекта РФ (губернатор), которого назначает Президент, будет в свою очередь единолично назначать представителя региона в Совете Федерации.

Любая власть, какой бы хорошей она ни была, имеет тенденцию отчуждения от своей социальной основы, которой является народ. Именно по этой причине народу предоставляется право самому избирать себе власть, а также изменять свой выбор в зависимости от того, насколько удовлетворительно власть выполняет возложенные на нее функции. Хорошо, когда народ един в своих политических предпочтениях, однако не стоит также забывать, что единство может быть разным.

Так, единство народа бывает вынужденным, что обусловлено отсутствием в государстве реальной политической конкуренции. В таких условиях вряд ли стоит ожидать от власти полной самоотдачи. Избыток народного единодушия приводит к тому, что даже самая жесткая в плане внесения изменений Конституция становится лишь инструментом в руках партийного большинства. В действительности, только когда побеждать будет сильнейший из равных (а не единственно сильный!), сложится система ответственности власти перед обществом. Только тогда власть начнет больше внимания уделять проведению социальных реформ, нежели реформированию собственной структуры.
***
Марина Сошникова,
юрисконсульт ООО СМФ «Прометей»


Источник: http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=25918
Категория: Общие вопросы | Добавил: Administrator (05.04.2009) | Автор: Марина Сошникова, юрисконсульт
Просмотров: 788 | Теги: Конституция РФ