Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Суббота, 23.09.2017, 15.48
Главная » Статьи » Гражданское право

Проверки с участием милиции
10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон (Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ), который внес весьма существенные изменения в целый ряд нормативных актов. Касается он исключения внепроцессуальных прав милиции в части проведения проверок представителей бизнеса. Каким образом данные нововведения повлияют на работу органов внутренних дел и стоит ли плательщику надеяться на снижение количества проверок?

Очевидно, что внесенные поправки стали реакцией на непрекращающиеся заявления в СМИ о необходимости снижения количества проверок субъектов предпринимательской деятельности правоохранительными органами. Сформулируем основные изменения, которыми в данном случае мы обязаны законодателю.

В первую очередь реформации подверлись отдельные положения Закона «О милиции» (Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1). Пункты 25 и 35 статьи 11 этого документа, которые до недавнего времени регламентировали права органов внутренних дел по проведению проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также налоговых проверок, признаны утратившими силу. Означают ли вышеуказанные поправки, что милиция лишилась ряда своих полномочий, а значит, фирмы-однодневки, организации, оформленные на подставных лиц, и прочие подобные субъекты бизнеса теперь могут спать спокойно? Ведь не секрет, что визит налоговиков с проверкой хотя и приводит подчас к штрафам, пеням и прочим неприятностям, но все же не оказывает на плательщиков такого магического действия, как визит представителей органов внутренних дел, которые в результате проверки могут не только к административной ответственности привлечь, но и уголовное дело возбудить (О том, как встречать милиционеров, пришедших с проверкой, мы рассказывали в «Актуальной бухгалтерии» № 1, 2008). Попробуем разобраться.

Полномочия скорректированы

Напомним, что согласно прежней редакции пункта 35 статьи 11 Закона «О милиции» при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением российского налогового законодательства, сотрудники МВД России могли проводить проверки организаций и физических лиц. А в пункте 25 были подробно описаны полномочия милиции в части возможности проведения осмотра транспортных средств проверяемого субъекта, мест хранения и использования его имущества; изучения необходимых документов; изъятия отдельных образцов сырья, продукции, товара и пр. Причем подобные действия не обязательно должны были быть следствием нарушения плательщиком налогового законодательства. Основанием служило нарушение любого законодательного акта, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Отмена вышеуказанных норм фактически свидетельствует о том, что в рамках действия Закона «О милиции» у представителей МВД России теперь нет права самостоятельно проверять субъектов бизнеса на предмет совершения ими налоговых преступлений. В подтверждение тому — пункт 33 части 1 статьи 11 Закона «О милиции» в новой редакции. И если прежде органы внутренних дел имели право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, то теперь это право реализуется только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обратите внимание, что совместный приказ МВД России и МНС России, в котором изложен порядок взаимодействия этих 2 служб (приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37), продолжает действовать, в то время как на сегодняшний день приказом МВД России от 8 января 2009 года № 12 уже отменены 2 ранее действующих приказа, обеспечивающие законность и обоснованность милицейских проверок (приказы МВД России от 16.03.2004 № 177, от 02.08.2005 № 636).

Законное изъятие

Не остался без внимания и еще один нормативный акт, напрямую связанный с действиями правоохранительных органов. Пункт 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» изложен в новой редакции, согласно которой органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить все те же мероприятия, которые раньше отражались и в Законе «О милиции» (изъятие предметов, материалов и сообщений, осмотр помещений, зданий, участков). Но к ним добавилось еще и право изъятия документов. К слову, документы и раньше в случае необходимости изымались милицией. Однако основанием для подобного действия были внутренние приказы. Теперь же об этом прямо сказано в самом законе.

На практике встречаются ситуации, когда в ответ на требование проверяющих представить конкретные документы представители организации отвечают, что документы изъяты у них правоохранительными органами. При этом протокола изъятия либо нет, либо он оформлен неправильно. Поэтому плательщикам будет небесполезно знать, как именно должна проводиться процедура изъятия документов и какие требования должен учитывать соответствующий протокол.

Этот документ составляется в соответствии с требованиями уголовно-процес*суального законодательства России (ст. 166 УПК РФ). Если при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий изымаются документы, то с них снимаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого они изымаются, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем также делается запись в протоколе.

Если представители МВД России в 5-дневный срок не укладываются, то заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть отправлены плательщику по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Таким образом, изменения, внесенные в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», детально регламентируют порядок проведения изъятия предметов и документов (без которого невозможно документирование и пресечение экономических и налоговых преступлений), но только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Ранее такой порядок регламентировался внепроцессуальными нормами статьи 11 Закона «О милиции».

Причем отмена законодателем одних норм и одновременное расширение толкования других в данном случае никак не связаны с лишением органов внутренних дел права проведения изъятия документов, предметов, материалов и сообщений, а также прочих полномочий. Главная цель — сделать этот процесс максимально прозрачным и доступным для понимания. И самый эффективный путь — привести процедуру изъятия в соответствие с процессуальным законодательством. Поэтому никаких противоречий между нормами, признавшими утратившими силу пункты 25 и 35 статьи 11 Закона «О милиции», и новым порядком изъятия нет.

В заключение отметим еще несколько нормативных актов, которых коснулись нововведения:
- в Уголовно-процессуальный кодекс внесены изменения в части уточнения полномочий органов внутренних дел и следственных органов при проверке сообщений о совершенном или готовящемся преступлении;
- в статье 27.10 Кодекса об административных правонарушениях установлена процедура и требования к изъятию вещей (ставших орудиями совершения или предметами административного правонарушения) и документов (в качестве доказательств по делу об административном правонарушении), которые были обнаружены при осмотре принадлежащих юрлицу территорий, помещений, товаров, имущества, а также соответствующих документов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 27.10
<...>
5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании<...>
6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей<...>
8. Протокол <...> подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми... Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

Д.А. Васильев, главный бухгалтер компании «КУН»
Ознакомившись с изменениями, внесенными в Закон РФ от 18 апреля 1991 года «О милиции», можно предположить, что законодатели как раз в последнюю очередь думали о милиции, которой положено охранять правопорядок. Следуя нововведениям, милиционеры фактически лишаются права самостоятельно проводить проверки, связанные с нарушением налогового законодательства, и утрачивают целый ряд полномочий. А ведь, как известно, основные обязанности без прав выполнять просто невозможно.

Мы отнюдь не идеализируем степень квалификации сотрудников милиции в вопросах налогообложения и уж тем более не ставим ее под сомнение, но эти ограничения практически сводят на нет борьбу с незаконным оборотом наличных и безналичных денежных средств.
Конечно, налоговики в этой ситуации куда квалифицированнее, зато на порядок неповоротливее. Вот и рассылают сейчас следователи ОБЭП тонны предписаний работающим предприятиям явиться для установления хозяйственных отношений с организациями, которые уже год как пропали из поля зрения налоговиков. Теперь этой нелепой работы станет еще больше. И уже предприятиям придется готовить тонны макулатуры и везти ее в следственные органы.
***
Автор статьи: И.Н. Соловьев, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, д. ю. н., профессор


Источник: http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=24442
Категория: Гражданское право | Добавил: Administrator (24.03.2009) | Автор: И.Н. Соловьев
Просмотров: 343