Приветствую Вас Гость | RSS

ВАШЕ ПРАВО

Понедельник, 29.04.2024, 13.35
Главная » Статьи » Административное право

«Щиты не удержат нарушителей». Интервью с начальником УФМС России по Белгородской области полковником внутренней службы Сергеем НЕРУБЕНКО
На карте бывшего Союза городов с названием Белгород - аж четыре! Но самый известный тот, который дал свое имя области. Это здесь находятся месторождения Курской магнитной аномалии; здесь во время Великой Отечественной войны состоялось самое кровопролитное и решающее танковое сражение под Прохоровкой (более известное как Курская битва) и, наконец, здесь самая протяженная (свыше 500 километров) государственная граница России с Украиной.

Самой "больной" темой с того времени, как областное управление ФМС заработало в новом качестве, остается перемещение через границу. Мы расположены таким образом, что от Белгорода до Харькова - 81 километр, а до некоторых областных райцентров более двухсот. Поэтому исторически сложилось, что многие люди и моего поколения, и те, кто помоложе, учились в харьковских вузах; женились, выходили замуж; и возникшие с годами родственные и прочие связи настолько прочны, что сегодня это нельзя не учитывать. У нас есть населенные пункты, которые надвое поделены госграницей. 98 процентов всех перемещений оттуда сюда составляют украинцы; преобладающей является краткосрочная (маятниковая) миграция длительностью от одного до трех дней.

Исходя из этого, специальным соглашением на уровне правительств двух стран утверждены определенные схемы, упрощающие целый ряд моментов при пересечении границы. В частности, созданы и официально существуют так называемые упрощенные пункты перехода, где на обочине дороги, нередко грунтовой, кроме указательного щита, что это госграница, больше ничего нет. Таких пунктов в зоне нашей ответственности - 79. Естественно, пройти здесь может каждый, поэтому в том же самом соглашении этот момент оговаривается особо. Правом беспрепятственного перехода пользуются лишь граждане, проживающие в приграничных районах с обеих сторон. Все остальные - об этом на щитах сделаны соответствующие предупредительные надписи - де-юре считаются нарушителями.

То есть любой супостат, оказавшийся на территории Украины, но не имеющий документа о миграционном учете, может свободно этим проходом воспользоваться?

Может, но в таком случае он автоматически подпадает под статью УК РФ о незаконном пересечении госграницы, а весь его груз становится контрабандным.

Какие проблемы это создает сотрудникам миграционной службы?

Контроль за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства начинается с момента их въезда на территорию России. А о каком контроле с точки зрения миграционного учета может идти речь в данном случае? По этой причине мы никогда не знаем, сколько иностранных граждан фактически находится на территории области в настоящий момент. Даже приблизительно. Разумеется, помимо упрощенных пунктов прохода, есть и официальные пограничные КПП (всего - 14), на пяти из которых работали посты иммиграционного контроля. ПИКи реорганизуются, но согласно плану взаимодействия с пограничным ведомством нашей страны контроль за перемещением госграницы посредством миграционных карт останется.

В конце прошлого года много раз и на всех уровнях говорилось о вступившем в действие изменении правил для украинцев, которые должны вставать на миграционный учет в течение трех рабочих дней после прибытия на территорию РФ. Как это происходит в действительности?

Для тех, кто трудоустраивается, так и происходит. Тем, кто желает задержаться на территории России более трех суток независимо от региона, я тоже рекомендую это сделать во избежание ненужных вопросов при пересечении госграницы в обратном направлении. Нарушение сроков постановки на миграционный учет предусматривает административную ответственность. Хочу добавить еще несколько слов о ситуации вокруг упрощенных пунктов пропуска. По нашим очень приблизительным данным, количество граждан Украины, прибывших только на территорию Белгородской области через них, в прошлом году составило не менее 30 тысяч человек. А сколько проследовало дальше, в глубь страны?.. Было бы очень разумным ввести в этих местах прохода систему учета граждан. Передача этих сведений хотя бы в нашу базу данных позволит определиться с количеством людей, пересекающих границу, отследить соответствие фактических целей въезда в РФ и обеспечить элементарный контроль: прошел человек, вернулся или сгинул где-то бесследно.

Учитывая нашу специфику, было бы правильно, если бы на территории Белгородской области функционировало подразделение мобильного миграционного контроля, укомплектованное специальной техникой на автомобильной базе. Я знаю, что положительный опыт в этом отношении в других регионах имеется, но именно наша область подходит под идеальный полигон для практического изучения и обобщения данных, полученных таким путем. Это не только поможет контролировать ситуацию, но поднимет в целом авторитет Федеральной миграционной службы России.

Вы затронули вопрос взаимодействия с пограничниками и реорганизации ПИКов. Расскажите об этом подробнее.

Вопрос с ПИКами решен таким образом, что в прежнем качестве они существовать не будут, поэтому главное сейчас, чтобы в ходе преобразований не оказалось размытым профессиональное ядро сотрудников, которые осуществляют иммиграционный контроль на границе. Руководителям территориальных органов, имеющим в подчинении эти посты, было предложено высказать свои соображения по этому поводу, и я готов озвучить их еще раз. В составе УФМС России по Белгородской области целесообразно создать (без изменения штатной численности) управление иммиграционного контроля. Все бывшие ПИКи переименовать в отделы противодействия нелегальной миграции (с прежней территориальной привязкой) и во главе каждого отдела поставить сотрудника из числа аттестованных. В таком случае было бы сохранено одно из золотых правил арифметики, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется и мы без всяких потрясений продолжим расширять правоприменительную практику миграционного пограничного контроля.

Наши взаимодействия с пограничниками в отношении граждан, пересекающих госграницу, определены федеральным законом, который четко регламентирует, что все сведения о въезде по миграционным картам передаются в наши подразделения в течение суток. Так оно и происходит, но, к сожалению, заполненные миграционные карты по-прежнему передаются нашим сотрудникам вручную, после чего данные по иностранным гражданам вносятся в компьютер. Что же касается электронной системы "Каскад", которая должна считывать и передавать информацию о въезде (выезде) в режиме он-лайн, то она по техническим причинам до сих пор почему-то не взаимодействует с нашей базой данных. И той стройности, ради которой вся эта система задумывалась, пока нет.

А представьте, насколько бы выиграло дело, если бы полное автоматизированное формирование данных об иностранном гражданине начиналось на пограничном КПП. Они вбивают в компьютерную базу сведения по своей линии; мы, получив от них информацию, добавляем свои; в областной электронной базе ко всему этому прикрепляют необходимые сведения по линии УВД, и в итоге в ЦБДУИГ оказывается полная картинка по иностранцу, прибывшему на территорию РФ. Любая правоохранительная структура нашей страны после этого в любом месте и в любое время в случае возникновения необходимости сможет получить информацию по интересующему гражданину в течение нескольких минут. Я знаю, что так должно быть, но кто-то где-то, как всегда, чего-то не дорабатывает.

Как вы думаете, если бы Федеральная миграционная служба была в министерском ранге, эти вопросы продвигались иначе?

Не знаю, насколько проще бы это отразилось на внедрении "Каскада" - все решения на этот счет уже давно приняты, соответствующие распоряжения и указания даны, но совершенно точно убежден: хуже бы не стало. Если бы вы задали мне этот вопрос года полтора назад, я бы однозначно ответил "нет". Тогда в очень разном соотношении и стадии формирования находились территориальные региональные подразделения ФМС. Сегодня, думаю, многие руководители поймут, о чем речь, ощущается достаточно резкий скачок по сравнению с тем временем. Причем не только в вопросах становления, финансирования, подбора и расстановки кадров, но и в плане изменившихся отношений, которые сформировались на местах с руководителями органов власти.

А как у вас строятся эти отношения?

Чтобы уйти от общепринятых дежурных определений, скажу просто: очень по-деловому. В настоящее время при оказании населению государственных услуг мы стараемся максимально приблизиться к тому, что предписано новыми административными регламентами. И самое первое, без чего работа с населением невозможна, - это соответствующий уровень служебных помещений и зданий. Так вот, если бы не наши местные власти, не помещения, выделенные подразделениям УФМС по личному распоряжению губернатора Белгородской области, и не содействие в ремонте там, где это необходимо, мы были бы очень далеки от того состояния, в котором сейчас находимся.

Какова у вас ситуация с трудовой миграцией и в какой степени вы удовлетворены ходом работы по искоренению нелегалов, работающих на рынках?

Могу со всей ответственностью заявить, что на рынках и прочих аналогичных торговых предприятиях у нас порядок. Понимаю, что все в этом мире относительно, но тех проблем, которые обусловлены большим присутствием на рынках выходцев их южных республик, в Белгородской области нет. У нас просто нет этого присутствия. Те же, кто работает, давно имеют российское гражданство. Дело в том, что многие процессы по регулированию рыночной торговли, были инициированы руководством области задолго до прошлогоднего постановления.

Внимание акцентировали на том, чтобы убрать с рынков посредническое звено, и одновременно серьезно была повышена ответственность рыночных руководителей за все, что происходит на их территории. Главное ведь не в том, кто стоит за прилавком, а в том, кто заправляет процессом торговли и выполняет функции посредника. Сегодня у нас созданы все условия для отечественного производителя, и, если, к примеру, он не хочет или не умеет торговать, то имеет возможность сдать свою продукцию на законных основаниях. И не каким-то непонятным ребятам на входе по драконовским ценам, а штатным сотрудникам рынка. Все эти процессы на сегодняшний день отлажены.

В прошлом году благодаря известным законодательным инициативам в области произошел всплеск трудовой миграции. Разрешений на работу было выдано в 3,5 раза больше, чем в году предыдущем. При этом по данным, полученным с ПИКов, больше людей на нашу территорию въезжать не стало, а значит, легко можно сделать вывод, что люди просто легализовались. Мы рассчитываем, что в 2008 году этот процесс продолжится, количество мигрантов, которые будут заняты легальной трудовой деятельностью, возрастет еще примерно вдвое и достигнет 11-12 тысяч человек. Наши расчеты обусловлены еще и тем обстоятельством, что в Белгородской области сегодня достаточно эффективно развивается множество нацпроектов - в агропромышленном секторе, строительной сфере, животноводстве, а это требует дополнительных рабочих рук.

Основные страны-поставщики людей рабочих специальностей в наш регион - это Украина, Молдова и Узбекистан. На последнем совещании у губернатора, посвященном вопросам регулирования процессов трудовой миграции, акцент был сделан на налаживание "мостов" с поставщиками рабочей силы в странах исхода. Также было отмечено, что в этом вопросе нельзя ориентироваться только на заграницу, внимание следует обратить и на субъекты РФ, откуда люди едут к нам с не меньшим желанием. Понятно, что селекционная работа по подбору кадров нужных специальностей и квалификации будет проводиться через областную службу занятости населения, но в обязательном взаимодействии со всеми заинтересованными структурами. В том числе и нашим управлением. Поэтому задача обеспечения цивилизованной трудовой миграции на территории субъекта, особенно в свете того, что 2008 год объявлен годом иммиграционного контроля, для нас - одна из главных.
-----------------------------7d81a52510340
Content-Disposition: form-data; name="format"

1

Источник: http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=16561

Категория: Административное право | Добавил: Administrator (28.04.2008) | Автор: Виктор СИРЫК
Просмотров: 897